Чем отличается депутатский иммунитет от депутатского индемнитета?
О статусе Депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики
Депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики может быть избран гражданин Кыргызской Республики, достигший на день выборов 21 года и обладающий избирательным правом.
Существуют ограничения, связанные с должностью депутата ЖК КР:
- депутат не вправе совмещать свою должность с иной государственной и муниципальной должностью, за исключением назначения его на должность Премьер-министра или первого вице-премьер-министра;
- депутат не может заниматься предпринимательской деятельностью. Депутат может заниматься лишь научной, педагогической и иной творческой деятельностью;
- он не должен состоять в руководящих и наблюдательных органах коммерческих организаций.
И привилегии депутата ЖККР:
- мандат депутата безотзывный;
- депутат не может подвергаться преследованиям за свои суждения и голосование в период нахождения на должности (индемнитет); эти две привилегии обеспечивают его независимость;
- депутат может быть лишен мандата лишь по отдельным основаниям;
- привлечение депутата к уголовной ответственности только с согласия Жогорку Кенеша, за исключением совершения особо тяжкого преступления (индемнитет).
Что такое парламентский индемнитет (от лат. Indemnitas – безущербность):
- привилегия депутатов парламента, заключающаяся в запрещении преследования депутата за все действия, совершенные им при исполнении
депутатских обязанностей (речь в парламенте, голосование, участие в комиссиях и т.д.). Никто, в том числе и сам парламент, не может привлечь депутата к ответственности за эти действия даже после того, как он перестал быть членом парламента; - вознаграждение (депутатов) за парламентскую деятельность, включая покрытие расходов на резиденцию, переписку, поездки и т.д.
И в чем отличие парламентского иммунитета, который означает неприкосновенность депутатов парламентов, а иногда и других представительных органов власти. Означает запрещение ареста или привлечения к уголовной ответственности депутата за любые его действия, в том числе за действия, совершенные им не при исполнении парламентских обязанностей.
Иммунитетом депутат пользуется только на время действия депутатского мандата. Депутат может быть лишен неприкосновенности по решению парламента. Неприкосновенность, как правило, автоматически аннулируется в случае задержания депутата на месте преступления при совершении особо тяжкого преступления.
Депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики пользовались правом неприкосновенности до конституционной реформы 1998 года. Именно тогда, в пору существования двухпалатного парламента, от депутатского иммунитета перешли к индемнитету, и от свободного (безотзывного) к императивному мандату. Впоследствии иммунитет вновь прописали в Конституции 2003 года и депутаты нового однопалатного парламента в 2005 году уже обладали неприкосновенностью. И только в 2010 году вновь отказались от иммунитета и депутаты стали обладать индемнитетом.
Депутат Жогорку Кенеша прекращает свои полномочия вместе с созывом, в который он избирался.
Полномочия депутата Жогорку Кенеша могут быть досрочно прекращены в случаях:
- подачи им письменного заявления о сложении депутатских полномочий или выходе из фракции;
- выхода из гражданства либо приобретения иного гражданства;
- перехода на работу или неоставления им работы, не совместимой с выполнением депутатских полномочий;
- признания выборов недействительными;
- выезда на постоянное жительство за пределы Кыргызской Республики; признания депутата судом недееспособным;
- вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении него;
- отсутствия на заседаниях Жогорку Кенеша без уважительных причин 30 и более рабочих дней в течение одной сессии;
- вступления в законную силу решения суда об объявлении его безвестно отсутствующим или умершим;
- смерти депутата.
Фракция, коалиция парламентского большинства, меньшинство и оппозиция депутатов ЖК КР.
Понятие парламентской фракции определено статьей 70 Конституции КР, и означает объединение депутатов, прошедших по списку одноименной партии. Как правило, «объединение» предполагает добровольность членства депутата во фракции. Однако, на практике были случаи «отказа вхождения» во фракцию, при том что «выход из состава фракции депутата» ведет к досрочному прекращению депутатских полномочий. По данному вопросу есть решение Конституционной палаты Верховного суда КР.
Коалиция фракций – объединение нескольких фракций.
Парламентское большинство – фракция или коалиция фракций, официально объявившая о ее создании, имеющая более половины депутатских мандатов.
Распад коалиции парламентского большинства ведет всегда к отставке Правительства.
В VI-созыве парламента сформированы:
В целях обеспечения устойчивости коалиции большинства (а значит стабильного Правительства КР), исключения давления на депутатов со стороны лидеров фракций на решение данного вопроса, по итогам конституционной реформы 2016 года внесена статья 70, в которой решение о выходе из коалиции фракций парламентского большинства принимается фракцией не менее чем двумя третями от общего числа депутатов фракции. Решение фракции оформляется ее постановлением и подписывается каждым членом фракции, проголосовавшим за выход.
Парламентское меньшинство – фракции, не вошедшие в парламентское большинство. Парламентской оппозицией считаются фракции, оказавшиеся в парламентском меньшинстве и объявившие о своей оппозиции по отношению к большинству.
Фракции парламентского меньшинства, объявившие о своей оппозиции к «правящему большинству» пользуются гарантиями, предусмотренными для них (председательство в двух ключевых комитетах, курирующих вопросы Правоохранительных органов и прокуратуры; Бюджета и финансов; на место заместителя Торага, на право избирать 1/3 состава ЦИК, Счетной палаты и др.).