Рус Кырг Eng

Анализ проекта закона “О порядке осуществления контрольных функций Жогорку Кенешем Кыргызской Республики”, вынесенного на общественное обсуждение 20 марта 2020 года Жогорку Кенешем КР

Анализ проекта закона “О порядке осуществления контрольных функций Жогорку Кенешем Кыргызской Республики”, вынесенного на общественное обсуждение 20 марта 2020 года   Жогорку Кенешем КР

20 марта 2020 года на общественное обсуждение вынесен проект Закона Кыргызской Республики “О порядке осуществления контрольных функций Жогорку Кенешем Кыргызской Республики” (№ 6-5821/20 от 19.03.2020г.), инициированный депутатами Жогорку Кенеша М.Жеенчороевым, Н.Никитенко, Ж.Бакчиевым и Д.Исаевой.

Как отмечают инициаторы проекта, действующий Закон Кыргызской Республики «О порядке осуществления контрольных функций Жогорку Кенешем Кыргызской Республики» был принят в 2004 году и с тех пор в него были внесены изменения всего два раза (Законом КР от 31 июля 2007 года №12213 июля 2012 года № 109). На сегодняшний день назрела необходимость в принятии нового закона. Так какие же изменения по сравнению с предыдущим предлагают депутаты?

Прежде всего, в отличие от предыдущего закона, в проекте закона предусмотрен глоссарий терминов, который раскрывает понятия, употребляемые в законе, что облегчает понимание закона в целом.

В первых же статьях определены субъекты контроля, то есть кто или какие органы Жогорку Кенеша проводят проверку, и это Жогорку Кенеш в целом, как контролирующий орган, комитеты и депутаты, в то время как в действующем законе основные контрольные функции сосредоточены в комитетах. Хотя Конституция и предусматривает, что контрольную деятельность осуществляют комитеты, необходимо учесть, что комитет – является всего лишь постоянным органом парламента, обладающего контрольными функциями. Если учесть многообразие форм контроля, имеющихся у парламента, то можно сделать вывод, что комитеты вправе осуществлять активные проверочные действия по исполнению закона в отношении исполнительных органов.

Также определены стороны, которые подвергаются проверке исполнения законов,  среди которых:

– Правительство, подчиненные ему министерства, государственные комитеты, административные ведомства, иные органы исполнительной власти; полномочные представители Правительства в областях, местные государственные администрации; органы местного самоуправления;

– иные государственные органы, организации, учреждения, юридические лица с участием государственных органов и органов местного самоуправления или финансируемые из республиканского и местных бюджетов.

Было бы целесообразным указать конкретнее, подпадают ли под объект парламентского контроля исполнение законов предприятиями с государственной долей участия, профессиональными союзами, органами прокуратуры.

Следующим немаловажным отличием законопроекта нужно отметить виды парламентского контроля, где инициаторы указывают, какой государственный орган или должностное лицо в какой форме отчитывается об исполнении законов. Однако, надо отметить, что неизменно распространенной формой контроля остается заслушивание отчетов или информации должностных лиц.

Пределы парламентского контроля, по сравнению с действующим законом расширены: в статье 8 законопроекта однозначно запрещено лишь вмешательство в правосудие, в то время как контроль за исполнением законов и решений Жогорку Кенеша органами прокуратуры, дознания и следствия осуществляется «с учетом самостоятельности и независимости данных органов и их должностных лиц». Если во главу угла поставить полномочие парламента контролировать насколько закон правильно понят и в какой мере реализуется, то правилен подход инициаторов об ограничении такого контроля только в отношении органов, осуществляющих правосудие.

Однако, в этом законопроекте отсутствует норма о недопущении «частых, необоснованных проверок министерств, ведомств и организаций независимо от форм собственности, органов исполнительной власти и местного самоуправления», имеющаяся в статье 3 действующего закона и вмешательство в их оперативную деятельность, что не указано ни в одном из них. Это может привести как к нерациональному планированию парламентского контроля, так и дублированию контроля по исполнению разных законов со стороны комитета и одновременно самого ЖК. Тем не менее надо отдать должное тому, что в законопроекте прямо указано о недопущении распространения парламентского контроля на личную жизнь граждан.

Предоставление информации, вмененное в обязанности всем объектам парламентского контроля статьей 11 законопроекта расписывает, что предоставление недостоверной или несоответствующей действительности информации должностными лицами органов и организаций, а также неправомерный отказ в даче объяснений, доступе к информации, документам или в служебные помещения указанных органов, неявка на заседания Жогорку Кенеша являются основаниями для рассмотрения Жогорку Кенешем вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности. В действующем законе такой статьи не было и невольно возникает вопрос: это новшество облегчает обеспечение исполнения законов или усугубляет и без того тяжелое бремя ответственности исполнителей?

Результаты проверок парламентского контроля и в действующем, и в законопроекте могут быть опубликованы в средствах массовой информации, однако, в отличие от действующего, законопроект не предусматривает право обжалования результатов проверки в судах. И поскольку парламент, это представительный орган, осуществляющий контроль исполнения закона от имени народа, то было бы правильным заменить норму о возможности опубликования результатов проверок в СМИ на директивную – «подлежат опубликованию на сайте ЖК».

Таким образом, основные отличия действующего закона и законопроекта мы перед вами раскрыли, однако, в каком виде инициированный законопроект будет принят, и какие изменения будут в него внесены покажет время и наш Жогорку Кенеш.

Ознакомиться с законопроектом можно по ссылке:  http://www.kenesh.kg/ru/article/show/6581/na-obshtestvennoe-obsuzhdenie-s-20-marta-2020-goda-vinositsya-proekt-zakona-kirgizskoy-respubliki-o-poryadke-osushtestvleniya-kontrolynih-funktsiy-zhogorku-keneshem-kirgizskoy-respubliki

Автор статьи: Жаннат Ковальчук, эксперт ОФ “Гражданская платформа” по парламентаризму.