Рус Кырг Eng

9% или 7% избирательный порог – быть или не быть?

9% или 7% избирательный порог –  быть или не быть?

Вчера, 14 мая 2020 года на заседании Жогорку Кенеша Кыргызской Республики обсуждался и был принят в первом чтении проект закона «О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», инициаторами которого являются депутаты Мамытов Т.Т., Бакиров О.М., Турсунбаев А.А., Нурматов К.С., Сулайманов А.Т., Тулендыбаев П.Р., Самат Гульнара-Клара, Маматалиев М.А., Маннанов И.А., Сыдыгалиев Н.О., Тагаев Э.С., Туманбаева Р.М., Ормонов У.З., Баймуратов К.Ш., Кыдыралиев У.Т., Турусбеков Б.С., Бакиров М.И., Дюшалиев А.К., Жамалдинов З.И., Мамашова А.Т., Иманалиев К.К.

Вышеуказанный проект закона за регистрационным № 6-2444/20 был вынесен на общественное обсуждение 7 февраля 2020 года, однако, с тех пор прошло достаточно времени, и законопроект прошел установленный законом процесс экспертиз, согласований и обсуждения в комитете по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и Регламенту Жогорку Кенеша.

Единственной поправкой, которую предлагают депутаты, является снижение процентного барьера, предусмотренного в статье 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» с 9% на 7%. Свою позицию авторы законопроекта выражают в том, что снижение избирательного порога будет способствовать многопартийности в парламенте. При этом, в случаях, когда избирательный барьер не завышен или масштаб округа достаточно большой, то любая партия, даже с небольшим процентом набранных голосов, сможет иметь своих представителей в законодательном органе.  Так на деле будет претворен принцип инклюзивности, который сыграет ключевую роль в стабильности нашего фрагментированного общества. Тем не менее, инициаторы подчеркивают и опасность в чрезмерном снижении этого же избирательного порога, таким образом, аргументируя 7% избирательный порог для политических партий. В качестве примера, авторы отмечают следующее: «Последние выборы в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики в 2015 году по 7 процентному порогу показали относительную стабильность деятельности парламента, а также открытость, прозрачность и оптимальность в принятии решений парламента, в том числе при формировании Правительства Кыргызской Республики»

Необходимо отметить, что в 2010 году избирательный барьер составлял 5%, в 2015 году  7% и в 2017 году депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики инициировали внесение изменений в закон КР “О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики”, в котором 7-процентный избирательный порог был повышен до 9 процентов.

Колебания в избирательном пороге указывают на то, что и парламент, и депутаты, а в конечном итоге и избиратели, проходят процесс поиска оптимального варианта соотношения качества и количества в парламенте. Однако, столь резкие изменения не должны допускаться часто, иначе это приведет к дестабилизации деятельности парламента, а в последующем сказаться и на стране в целом. Будем надеяться, что 7% избирательный порог на самом деле привлечет в парламент и новые партии, и новых лидеров, способных и желающих решать насущные проблемы простых людей Кыргызстана.

 

Жанна Ковальчук, эксперт по парламентаризму.