Продолжительность проверки временных комиссий ЖК VI созыва в месяцах
Контрольные функции являются одним из самых важных инструментов. Жогорку Кенеш на сегодняшний день достиг определенного уровня проработки вопросов в сфере реализации контрольных функций. Уделяя внимание организации систематического парламентского контроля за эффективностью исполнения законодательства 20 ноября 2019 года принято постановление Жогорку Кенеша «Об утверждении Концепции применения инструментов оценки в рамках реализации функций парламентского контроля Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Одной из форм парламентского контроля также являются комиссии по проверке и депутатских расследований.
Анализируя особенности контрольных функций депутатов в период завершения срока VI-созыва, одними из которых являются депутатские расследования и проверки установлено, что депутаты участвовали в следующих 17 временных депутатский комиссиях и в 1 специальной комиссии.
Изучение состава комиссии, заключений по депутатским проверкам, итоги заседаниях Жогорку Кенеш, показывает, что в деятельности комиссий есть определенные недостатки.
Как одним из главных недостатков в деятельности комиссии является нарушение сроков, неоднократное продление, несвоевременное рассмотрение итогов комиссии и в последующем утрата актуальностям рассматриваемого вопроса.
В диаграмме представлена информация о продолжительности работы временных комиссий Жогорку Кенеша в VI-cозыве.
Негативным примером может служить проверка по изучению расходов строительства Верхне-Нарынского каскада гидроэлектростанций. Контрольной датой завершения проверки был определен март 2016 года. Без продлений этих сроков 1 декабря 2016 года, депутаты заслушали итоги работы комиссии и установили, что стоимость объектов была завышена, более чем в два раза, при этом постановление Жогорку Кенеша принято по истечении 8 месяцев.
Тогда как согласно пункту 6 статьи 33 Регламента Жогорку Кенеша срок работы комиссии не может превышать 3 месяцев со дня ее создания. Решение о продлении сроков работы комиссии принимается Жогорку Кенешем. Вместе с тем, данная норма Регламента Жогорку Кенеша нарушается неоднократно.
К сожалению, нарушения сроков являются не единственным случаем и одним из примеров это деятельность комиссии по незаконной выдаче паспорта гражданина Кыргызстана Айэркен Саймаити, пользования им служебной автомашиной дипломатического представительства Кыргызской Республики на территории Турецкой Республики и иных неправомерных действиях, связанных с появившейся информацией в СМИ. Состав комиссии образован под председательством депутата Мамытова Т., по итогам работы поручено внести информацию на заседание Жогорку Кенеш в месячный срок, т.е. в декабре 2019 года. Под давлением общественности и ряда статей в СМИ, исключены депутаты Матраимов И. и Сулайманов А. дважды внесены отдельные изменения по срокам и по составу комиссии с разницей в два месяца. Контрольной датой подведения итогов в постановлении был установлен май 2020 года.
Между тем, с по истечению 2 месяцев, т.е. 18 июня 2020 года на заседании Жогорку Кенеше депутаты заслушали информацию об итогах работы временной депутатской комиссии по изучению обстоятельств и проверке информации, связанной с личностью гражданина Айэркена Саймаити, где председатель временной депутатской комиссии Мамытов Т. проинформировал что, факты подтвердились частично.
Кроме того, в Жогорку Кенеше сформировалась устойчивая практика упразднения комиссий без подведения итогов работы, ввиду отсутствия актуальности. К примеру, в ноябре 2016 года была создана депутатская комиссия по изучению списков избирателей, участвующих на предстоящих выборах депутатов местных кенешей и референдуме по внесению изменений в Конституцию Кыргызской Республики, в декабре 2016 года сроки на месяц были продлены. По истечению года и 2 месяцев, депутатская комиссия была упразднена, без соблюдения предусмотренных процедур.
Отсутствие итогов работы указывает на незаинтересованность членов комиссии.
В целом временные депутатские комиссии проводили свою работу, продолжительностью более 40 месяцев с момента создания, тогда как согласно Регламента Кенеша срок работы комиссии не может превышать 3 месяцев со дня ее создания. Решение о продлении сроков работы комиссии принимается Жогорку Кенешем.
Таким образом, в действительности практика деятельности временных комиссий по парламентскому расследованию гораздо разнообразнее и предмет расследования гораздо шире того, что предусмотрено законодательством.
Безусловно, причиной несоблюдения Регламента является несовершенство законодательства в сфере парламентского контроля, отсутствие ясности в определении оснований и предмета парламентского расследования. На данном этапе требуется проведение тщательного анализа в регламентации института парламентского расследования, установление его пределов с учетом принципа разделения властей и разграничения компетенции государственных органов.
И конечно же, настораживает тот факт, что об отсутствиях результатов по итогам комиссии признают как сами депутаты VI-созыва, так и независимые эксперты в СМИ. Примером таковых является недавнее интервью депутата от фракции СДПК Момбекова Р., где он отметил, что комиссии создаются в интересах каких-то политических сил и поэтому невозможно, вынести заключения в отведенные сроки с результатами работы.
Видимо такое положение полностью устраивает депутатов VI-созыва.
Однозначно, практика по лоббированию личных интересов и оказания давления на правоохранительные органы приобрело устойчивый характер и в последующем после избрания депутатов нового созыва роль депутатских комиссий и причины их создания не изменятся.
Вызывает озабоченность, что деятельность комиссий в целом характеризуется как не способными рассматривать обстоятельства, которые не могут расследовать правоохранительные органы, с правовой и политической точки зрения. Хотя, по своему назначению решения депутатских комиссий может влиять на процесс формирования правового государства, деятельность которой подчинена нормам права, а также фундаментальным правовым принципам, направленным на защиту достоинства, свободы и прав человека. В мировой же практике итоги парламентских расследований построены на справедливом решении, независящим от политического курса страны.
Как одним из главных недостатков в деятельности комиссии является нарушение сроков, неоднократное продление, несвоевременное рассмотрение итогов комиссии и в последующем утрата актуальностям рассматриваемого вопроса.