Миграция ради должности
ОФ «Гражданская платформа» продолжает серию публикаций о парламентаризме Кыргызстана.
В этой статье мы составили инфографику по перемещению действующих депутатов VI-созыва в другие партии, участвующих в предвыборной гонке 4 октября т.г. на основании открытых данных в информационном пространстве (https://kaktus.media).
В среднем получается, что 70,8% из действующего состава по состоянию на сентябрь текущего года депутатов перешли в другие партии. Напомним, что 85 из 120 действующих депутатов Жогорку Кенеша числятся в списках кандидатов от партий, которые будут участвовать в парламентских выборах 4 октября.
Ниже предлагаем ознакомиться с инфографикой, иллюстрирующей перемещение депутатов из фракций в партии.
Из 85 действующих депутатов парламента 64 оказались в списках других политических партий, участвующих в выборах.
Отметим, в приведенной выше инфографике не указано число депутатов, перешедших из парламентской фракции «Республика-Ата Журт» в партию «Республика». Поскольку они объединились перед выборами и юридически считаются как одна партия.
Кроме того, ниже предлагаем ознакомиться с графикой, представляющей количество действующих депутатов, перешедших перед выборами в другие партии.
Согласно инфографике, наибольшее число народных избранников, перешедших в другие партии, наблюдается во фракции СДПК – 28 депутатов.
Из них больше всех числятся в списке партии «Биримдик» – 14 действующих депутатов. 5 депутатов из фракции СДПК зарегистрировались в партии «Социал-демократы», 4 в «Мекеним Кыргызстан» и лишь один депутат числится в партии «Республика».
Из фракции «Республика-Ата Журт» также перешло внушительное число депутатов в другие партии. Из нее по 7 депутатов зачислились в партии «Биримдик» и «Замандаш», 2 депутата – в партии «Кыргызстан» и по одному депутату в партии «Мекенчил» и «Замандаш».
Из фракции «Бир Бол» 6 действующих депутатов зарегистрировались в списках других партий. Из них 4 депутата оказались в списке партии «Биримдик» и 2 депутата в партии «Замандаш».
5 действующих депутатов фракции «Ата Мекен» перешли в другие партии: по 2 депутата в партии «Кыргызстан» и «Замандаш» и один в «Мекенчил». Но и в «Ата Мекен» из «СДПК» переходит в список один депутат.
К примеру, лидер фракции «Ата-Мекен» Мамашова Айсулуу в августе перед выборам в парламент перешла в партию «Замандаш».
Конечно же задаемся вопросом, в каком же статусе Мамашова Айсулуу приступила к работе в сентябре — как член партии «Замандаш» или как лидер фракции «Ата-Мекен», тогда как согласно статье 6 Закона КР «О политической партии» гражданин КР может быть членом только одной политической партии.
И все-таки, остается не понятно. Насколько правомерными можно считать действия Мамашовой Айсулуу, которая стала новым членом партии «Замандаш» и по совместительству является лидером фракции «Ата-Мекен».
Данная ситуация не только с фракцией «Ата-Мекен», но и с другими действующими фракциями VI-созыва, о чем свидетельствуют следующие факты.
Так, в партию «Биримдик» мигрировали 3 депутата из фракции «Өнүгүү-Прогресс» и 2 депутата в партию «Мекеним Кыргызстан». Будучу депутатами фракции «Өнүгүү-Прогресс», депутаты перешли в вышеназванные партии, в виду отказа партии «Өнүгүү-Прогресс» участвовать в предвыборной гонке. В целом решения депутатов VI-созыва фракции «Өнүгүү-Прогресс» можно этим фактом оправдать.
Тогда как, необъяснимым и нелогичным являются действия депутатов фракции СДПК, вошедших в партию «Биримдик», ведь партия СДПК не отказывалась от участия в предвыборной гонке. Но возможно депутаты бывшей правящей фракции СДПК перекочевали в будущую правящую партию «Биримдик», ввиду большого желания депутатов оставаться в провластной партии либо их гарантированного успеха в день выборов?
Миграцию депутатов из СДПК в «Биримдик» еще можно как-то объяснить, а вот переход депутатов из оппозиционной партии «Республика-Ата-Журт» в «Биримдик» остается загадкой.
Некоторые депутаты мигрируют из разных партий с постоянной цикличностью и никакой устав либо программы партий не влияют на их выбор.
К примеру, депутат Арапаев Азамат с 2008 года был депутатом IV-созыва от партии «Ак-Жол», в 2010 году был депутатом V-созыва от партии «Республика» и уже в VI-созыве является действующим депутат от партии СДПК.
В предстоящих выборах в Жогорку Кенеша выбор Арапаева Азамата пал на партию «Биримдик». В целом Арапаев Азамат сменял политический курс и политические партии 4 раза. Подобного рода политическая миграция указывает лишь на отсутствие каких-либо политических взглядов и политической приверженности идеям партии.
Лишь фракция «Кыргызстан» может отличиться малым количеством действующих депутатов, перешедших в список других партий перед выборами. К примеру, лишь один депутат Аскарова Айнура перешла в партию «Биримдик».
Таким образом, подводя итоги в цифрах, партия «Биримдик» больше всех зачислила в свой список кандидатов от всех фракций, кроме «Ата Мекен». В общем списке партии из действующих депутатов оказались 29, больше всех перешли из фракций «СДПК» – 14 и «Республика Ата-Журт» – 7.
На втором месте, принявших в свой список действующих депутатов оказалась партия «Мекеним Кыргызстан», в список которой зарегистрированы 13 депутатов ЖК.
В списках партий «Социал-демократы» и «Замандаш» зарегистрированы по 5 действующих депутатов. В партию «Ата-Мекен» перешли 4 действующих депутата.
Однозначно цикличная миграция указывает на отсутствие приверженности депутатов собственным взглядам. Получается депутат не защищает свои политические взгляды и меняет их под влиянием политической ситуации в стране.
Партии формировались и формируются в основном без особо идеологических программ и списки в этих партиях формируются исходя из финансовых возможностей будущих депутатов.
Сегодня уже были случаи, когда кандидат за одну неделю сменил сразу три партий, потому что вхождение в состав политических партий является для кандидатов не реализацией политических идей, а всего лишь способом прохождения в Жогорку Кенеш.
Формирования партий перед выборами имеет неустойчивый характер и полное отсутствие идеологической базы, указывает на политическую незрелость как депутатов, так и политических партий.
В основном наши кандидаты рассматривают политические партии как некий финансовый проект, которые помогают попасть им в парламент.
Кроме того, политические партии не взаимодействуют с избирателями на постоянной основе и, соответственно, у избирателей нет ярко выраженных предпочтений. Чаще всего избиратели даже не читают предвыборную программу политических партий и почти не проявляют интерес к теледебатам, либо встречам с кандидатами.
Кроме того, политические партии создаются на условиях клановости, приверженности лидеру партии и уже точно не на основе общей идеологи. В политическую партию кандидаты объединяются лишь ради должности.
Получается, различие между партиями кроется только в таких терминах, как «провластная», «нейтральная» или формально «оппозиционная».
Хотя стабильно развивающаяся политическая система невозможна без развитой и конструктивной оппозиции, тогда как оппозиция в Кыргызстане формируется только на личных интересах. В оппозицию в стране уходят не по идейным соображениям, а только по сложившейся ситуации или внутри парламентской обиды.
На сегодняшний день невозможно классифицировать либо отличить партии по программам. Получается, отсутствие политических взглядов стало причиной дробления и массовой миграции из одной партии в другую в рядах фракций СДПК, «Республика Ата-Журт», «Ата-Мекен», «Өнүгүү-Прогресс», «Бир-Бол» и «Кыргызстан».
В V-созыве лишь СДПК сохранила относительную фракционную сплоченность и уже к концу VI-созыва полностью раздробилась.
Неустойчивость и отсутствие долгосрочных стратегических планов в партиях в их программах имеют краткосрочный характер и отражают только текущие проблемы государства и общества.
Кроме того, миграция депутатов указывает на отсутствие в Кыргызстане политической элиты, хотя партии формируются вокруг лидера и отсутствие лидера, однозначно ставит под сомнение и существование самой партии.
Ведь зачастую избиратели голосуют не за партию, а за яркого и успешного лидера, сумевшего сплотить группы людей.
Получается, наш народ никак не ассоциирует себя с какой-либо партией и уже запутались в политических партиях и их лидерах, в связи с чем думающие и читающие избиратели настроены голосовать против всех.
О чем свидетельствует выступление в сентябре этого года акына Аалы Туткучева, спевшего о желании голосовать на предстоящих выборах «против всех».
Также имеют место быть и случаи, когда политические партии создаются, как краткосрочный проект и функционируют только во время предвыборной кампании, ведь не все партии могут содержать штабы в стране после выборов.
Получается в предвыборной гонке выигрывают только те партии, которые смогли предложить более выгодные финансовые предложения для избирателя.
А уже после прохождения в парламент депутаты занимаются лишь личными вопросами до следующих выборов.
Конечно же надеемся, что в предстоящих выборах в парламент придут депутаты переживающих за судьбу Кыргызстана, ведь на сегодняшний день внешний долг республики вырос и неизвестно из каких же источников мы сможем выйти из международной долговой ямы.
Одна надежда на будущих депутатов, которые смогут предложить пути решения для улучшения благосостояния Кыргызстана или все-таки их цель только должность с широким кругом полномочий.
Что же для этого нужно?
Для того, чтобы парламентская республика эффективно функционировала нам необходимы стабильные политические партии. К примеру, в Великобритании столетиями существуют Консервативная, Лейбористская и Либеральная партии.
И переход члена партии из Консервативной в Либеральную партию сравнимо с государственной изменой и лишь политическая борьба за курс в стране подстегивает членов партий для единения в предвыборной борьбе.
А у нас, как правило, партия связана с конкретным человеком. К примеру, есть Атамбаев Алмаз – есть СДПК, нет Атамбаева – нет партии. Депутаты уже привыкают к смене «места жительства». К концу созыва пакуют чемоданы и ведут переговоры с успешными лидерам и пытаются любыми способами засветится в списках партий.
Наши партии создаются только перед выборами, списки в партиях формируются в последний день и некоторые кандидаты узнают о списках после опубликования в СМИ.
В стране наши партии – это партии грибы, образуются для выборов, а уже после расформируются.
Конечно же, это слабость партийной системы и во многом обусловлена действиями самих партий. В частности, созданием формально оппозиционных партий и у независимых политических партий, по сути, нет возможности нормально развиваться.
Создать партию каждый может, а уж сформулировать цели и реализовать эти цели поставленными задачам не всем дано.