Президент КР вернул в Совет по отбору судей материалы по всем представленным кандидатурам на должности судей межрайонных судов
Президент КР вернул в Совет по отбору судей материалы по всем представленным кандидатурам на должности судей межрайонных судов
Принимая во внимание обращения граждан и представителей гражданского общества по недостатакам, имеющим место в ходе конкурсного отбора судей, а также позицию отдельных депутатов Жогорку Кенеша по совершенствованию конкурсного отбора на должности судей, Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев вернул в Совет по отбору судей все представленные кандидатуры на должности судей межрайонных судов.
Как сообщает отдел информационной политики аппарата Президента КР, глава государства отметил:
“Решением Совета по отбору судей Кыргызской Республики для назначения на вакантные должности судей межрайонных судов были представлены 26 кандидатур.
Изучив документы претендентов на должности судей, документы действующих судей (личные дела, данные за время работы на судейской должности, отражающие количество и качество рассмотренных дел, другие объективные данные); информацию компетентных государственных органов; жалобы граждан и хозяйствующих субъектов, в том числе иностранных инвесторов, поступившие в Аппарат Президента Кыргызской Республики, на деятельность межрайонных судов; а также принимая во внимание обращения, информации правозащитных организаций, других некоммерческих организаций и средств массовой информации, осуществлявших мониторинг за конкурсным отбором, считаю, что условия, при которых проходил отбор на должности судей межрайонных судов, вызывают сомнения в объективности и беспристрастности его проведения, что не позволяет рассмотреть предложения Совета по отбору судей Кыргызской Республики по представленным кандидатурам для замещения должности судей межрайонных судов.
Следует отметить, что начальные этапы проведения конкурсного отбора кандидатов на должности судей, при активном участии в процессе отбора представителей гражданского общества и позитивном настрое членов Совета по отбору судей, вселяли большую надежду на объективность и качественный отбор кандидатов, отвечающих предъявляемым высоким стандартам к личности кандидатов на должность судьи и чаяниям граждан на законное и справедливое отправление правосудия.
Однако на определенном этапе, как показывает анализ многочисленных обращений представителей гражданского общества и граждан в адрес Президента и Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, информаций (сообщений), обнародованных в средствах массовой информации, в процессе конкурсного отбора стали проявляться элементы предвзятости и субъективизма членов Совета по отношению к тем или иным кандидатам, что не позволяло объективно оценить их профессиональные и личностные качества. В указанных обращениях подчеркивалась необходимость принятия мер, направленных на преодоление негативных тенденций, имевших место в ходе конкурсного отбора.
Кроме того, ряд независимых экспертов отмечают наличие определенных правовых пробелов в процедуре отбора, которые приводят к коррупционным проявлениям, нарушению принципов добросовестности и законности в работе Совета по отбору судей.
В экспертном сообществе складывается устойчивое мнение о том, что недостатки существующего порядка отбора судебного корпуса несут в себе угрозу дискредитации в целом всей судебной системы. Общественность страны может не признать результаты судебной реформы, одним из ключевых составляющих которой является конкурсный отбор кандидатов на судейские должности и, как следствие, может быть вновь потеряно доверие к судебной системе страны.
Нам всем следует помнить, что коррумпированность судебной системы стала одним из детонаторов революционных событий, произошедших в стране в марте 2005 года и, особенно, в апреле 2010 года. В связи с чем, приняв 27 июня 2010 года новую Конституцию Кыргызской Республики, граждане тем самым указали власти на необходимость обновления судейского корпуса. Общество надеется, что обновленный судейский корпус приложит все усилия для улучшения работы судебной системы и преобразования суда в эффективный институт защиты прав, свобод и интересов человека и гражданина.
Считаю необходимым подчеркнуть, что конституционное полномочие по назначению судей местных судов по представлению Совета по отбору судей Кыргызской Республики возлагает на Президента Кыргызской Республики полную правовую, политическую и моральную ответственность перед гражданами страны за качественное формирование нового судебного корпуса.
По деятельности судей наши граждане формируют свое отношение к власти и государству в целом: если суд выносит справедливые судебные решения – значит, и государство справедливое.
В связи с чем я, как глава государства, не вправе оставить без внимания недостатки, имевшие место в ходе конкурсного отбора, на которые указывают как граждане, так и представители государственной власти.
Данные обращения стали предметом изучения со стороны отдельных депутатов парламента, которые в инициативном порядке разработали проект закона по совершенствованию конкурсного отбора на должности судей и внесли его в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики в установленном порядке. Разделяю их озабоченность и поддерживаю депутатскую инициативу.
Взятый нами курс на транспарентную судебную реформу обязывает меня призвать Жогорку Кенеш Кыргызской Республики обратить внимание и рассмотреть вопросы совершенствования законодательства, регулирующего порядок проведения конкурсного отбора кандидатов на судейские должности, в целях создания условий для более открытого, объективного и качественного отбора кандидатов на должности судей.
На основании вышеизложенного, а также в соответствии с частью 2 статьи 22 конституционного Закона Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики» и частью 5 статьи 19 Закона Кыргызской Республики «О Совете по отбору судей Кыргызской Республики» возвращаю материалы по всем представленным кандидатурам на должности судей межрайонных судов Кыргызской Республики”.