Зачем нужно менять закон о референдуме?
Зачем нужно менять закон о референдуме?
Парламент опубликовал проект закона о референдуме, принятый во втором чтении на прошлой неделе.
Как поясняется в справке-обосновании к документу, принятие всенародным голосованием 27 июня 2010 года Конституции Кыргызской Республики явилось важнейшим событием в новейшей истории Кыргызстана, которое коренным образом поменяло принципы построения и функционирования государства и развития общества в стране. Новый “Основной закон позволяет в значительной степени препятствовать отчуждению власти от народа. Закрепляя плоды героических усилий народа в апреле 2010 года, Конституция не только впитала в себя собственный национальный опыт, но и восприняла во многих разделах высокие достижения демократического развития и государственного строительства развитых стран.
Конституционное совещание, которое после Апрельской народной революции разрабатывало проект новой Конституции, решительно и смело избавляло ее от всего того, что в тот момент олицетворяло собой семейно-клановый режим. Разработчики стремились насытить Основной закон истинно демократическими и прогрессивными положениями, гармонизировать их с традиционными и оправдавшими себя в прошлом нормами.
Итогом работы Конституционного совещания стал в целом непротиворечивый проект, за который проголосовали кыргызстанцы.
Вместе с тем отдельные положения новой Конституции вызывали споры в обществе, которые продолжаются до настоящего времени. Почти каждый год политическими силами поднимались многочисленные инициативы по внесению поправок в Основной закон.
Несмотря на имевшуюся всегда возможность проведения референдума по внесению поправок в Конституцию, впервые в истории независимого Кыргызстана народ и государство в течение шести лет воздерживались от таких шагов.
Весь шестилетний период, в течение которого мы отказывались от внесения изменений в текст Конституции, был использован для напряженной работы по урегулированию возникавших проблем путем принятия и совершенствования других законов. В подавляющем большинстве случаев Жогорку Кенешу это удавалось, а там, где пути решения проблем не находились, депутаты и правительство продолжали поиск.
Однако пятилетняя работа по новой Конституции депутатов V созыва Жогорку Кенеша и год работы депутатов VI созыва Жогорку Кенеша показали, что отдельные проблемы в конституционных положениях невозможно урегулировать без внесения изменений в Конституцию Кыргызской Республики. А нерешенность этих проблем становится препятствием на пути реализации прав и свобод человека, обеспечения устойчивого развития и безопасности Кыргызской Республики.
Также в последние шесть лет в мире произошли такие изменения, которые не могли быть учтены в традиционно детализированной Конституции Кыргызской Республики. Новые вызовы и угрозы вызывают сегодня жаркие дискуссии по изменению основополагающих законов во многих странах мира, включая европейские государства с многовековыми демократическими устоями.
Предлагаемый проект закона направлен на урегулирование указанных выше проблем, внесение соответствующих поправок в действующую Конституцию и учитывает накопленный за последние 6 лет опыт функционирования государства и общества”, – говорится в справке-обоснованияи к документу.
Как уточняется, законопроект разрешает самые злободневные блоки проблем, с которыми Кыргызской Республике приходилось сталкиваться в прошлом и предстоит иметь дело в будущем:
Укрепление основ независимости КР и признание человека, его жизни, здоровья, прав и свобод в качестве высших ценностей государства.
Инициаторы законопроекта считают, что Конституция должна обозначать и отражать высшие ценности суверенного, демократического, правового, светского, унитарного, социального государства.
Первым в ряду высших ценностей государства должен стоять человек, а также его жизнь, здоровье, права и свободы.
Но также чрезвычайно важно, чтобы Конституция создавала политико-правовые основы для укрепления независимости и государственного суверенитета.
Уточнение принципов взаимодействия ветвей государственной власти
Данные меры по задумке инициаторов направлены на повышение устойчивости парламентской коалиции и, соответственно, исполнительной ветви власти.
Шесть лет работы по новой Конституции показали, что в случае внесения некоторых уточнений она может значительно лучше обеспечивать сбалансированность государственного устройства.
Предлагаемые поправки практически не касаются полномочий ветвей государственной власти. В целях устранения препятствий на пути повышения благополучия кыргызстанцев и устойчивого развития Кыргызской Республики вносятся лишь некоторые уточняющие положения, направленные на повышение устойчивости парламентской коалиции и исполнительной ветви государственной власти.
Совершенствование конституционной основы для судебной реформы и реформы правоохранительных органов страны.
В судебной власти, в которой отмечается неустранимая на сегодня противоречивость решений и подходов, конституционное регулирование содержит недостатки. Это создает препятствия для адекватного реагирования законодателя на разбалансированность судебной системы, для создания системы, способной обеспечить единообразное и правильное применение закона всеми судами и судьями.
Требует своего решения также вопрос о месте и роли прокуратуры и других правоохранительных органов в борьбе с преступностью, обеспечении законности и защите прав и свобод человека.
Сильное правительство
Повышению автономности правительства призваны содействовать также нормы о праве премьер-министра поставить перед Жогорку Кенешем вопрос о доверии правительству не один раз в год, а два раза в год. Кроме того, поправки дают премьер-министру возможность оперативно решать кадровые вопросы в составе правительства и местных государственных администрациях. Предоставление премьер-министру права ставить вопрос об освобождении члена правительства, которое по существу не может быть отклонено, а также права назначать глав местных государственных администраций без участия третьих лиц, усилит мобильность исполнительной власти и позволит отойти от “местечковости” и трайбализма при организации местной власти. Все элементы исполнительной власти должны быть четко соподчинены одному центру принятия решений – правительству и его главе.
Совершенствование конституционной основы для судебной реформы и реформы правоохранительных органов страны.
Сегодня все усилия, направляемые на судебную реформу, упираются в стену неправильной, а нередко и парадоксальной, конструкции некоторых норм действующей Конституции. Законопроект содержит необходимые поправки, которые позволят законодателю учесть при принятии законов по судебной реформе все достижения юридической науки и практики.
Так, например, изменяется порядок освобождения или временного отстранения судей от должности: если судья освобождается от должности по отрицательным основаниям (нарушение безупречности), то освобождение его происходит по предложению Дисциплинарной комиссии при Совете судей . Если судья освобождается по “нейтральным” основаниям (например, смерть судьи, достижение им предельного возраста и т.п.), то это происходит по предложению Совета судей.
Временное отстранение судьи от должности, привлечение судей к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, допускается с согласия Дисциплинарной комиссии при Совете судей.
Замена Совета судей Дисциплинарной комиссией судей производится в силу ряда причин. Совет судей состоит исключительно из судей, и это может стать препятствием к объективному подходу к вопросам ответственности своих коллег. Поэтому Совет судей исключается из числа институтов, которые рассматривают вопросы о привлечении судей к ответственности. Взамен создается орган на паритетных началах президентом, Жогорку Кенешем и Советом судей. Этот орган не связан корпоративной солидарностью и в связи с этим способен объективно рассматривать вопрос об ответственности судьи.
Ротация судей вне компетенции Совета по отбору судей
Законопроект исключает из компетенции Совета по отбору судей вопрос о ротации судей местных судов и передает это полномочие Совету судей. Это позволит значительно упростить ныне действующую громоздкую процедуру перевода, когда судья вынужден в ущерб своей работе снова проходить конкурсный отбор.
Не будет срока давности по преступлениям, связанным с “Кумтором”
Особое внимание уделено вопросу о завершении уголовных дел, касающихся преступлений, совершенных в связи с подготовкой к разработке и практическим освоением золоторудного месторождения Кумтор, а также преступления против интересов службы на негосударственных предприятиях и организациях, осуществлявших разработку месторождения Кумтор. Лица, виновные в указанных преступлениях, привлекаются к уголовной ответственности независимо от времени совершения ими указанных преступных деяний, за исключением лиц, в отношении которых имеются вступившие в законную силу судебные акты о применении к ним сроков давности.
Убрать пробелы языкового несоответствия
Текст Конституции на кыргызском и русском языках, вынесенный на референдум в июне 2010 года, а также опубликованный по результатам этого референдума, содержал ряд несоответствий друг другу. Эти языковые несоответствия порождали ряд проблем при применении Конституции. В связи с этим предлагается внести в текст Конституции соответствующие поправки.
Совет обороны менять на Совет безопасности
Законопроектом предлагается также изменить название Совета обороны на Совет безопасности, поскольку название ныне действующего Совета обороны слишком узкое и приспособлено лишь для военного времени.
Между тем функции этого органа более широкие, а именно – безопасность во всех ее аспектах (военном, информационном, экономическом и др.). Следует принять также во внимание тот факт, что во всех странах ОДКБ, членом которого является Кыргызстан, имеются органы с названием Совет безопасности и на уровне самой организации имеется совет секретарей советов безопасности. На этом фоне Совет обороны Кыргызстана выглядит не очень серьезно.
Ознакомиться со сравнительной таблицей проекта закона можно здесь.