В Кыргызстане предлагают проводить тои «поскромнее»
10 мая 2021 года на сайте Жогорку Кенеша был размещен проект Закона «Об упорядочении проведения свадебных, семейных, юбилейных торжеств, поминальных обрядов и мероприятий, посвященных памяти усопших в КР» и «О внесении изменений в Кодекс о нарушениях». Инициатором законопроекта выступает депутат Жогорку Кенеша Улукбек Ормонов.
Основной целью законопроекта указано, это искоренение среди граждан фактов чрезмерной расточительности, помпезности, а также поддержания народных инициатив, направленных на рациональное использование финансовых ресурсов.
Также в справке-обоснования проекта указано, что некоторые граждане для и после проведения расточительных и помпезных свадебных мероприятий берут средства в долг, и чтобы расплатиться они выезжают за пределы республики на заработки. Некоторые воспринимают такие мероприятия как единственную возможность избежать критики и замечаний со стороны соседей и родственников, давления общественности в целом.
И в последнее время пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 набирает обороты.
В рамках данной инициативы ОФ «Гражданская платформа» проводит онлайн опрос: В Кыргызстане предлагают ограничить число тоев и поминок по времени и по количеству приглашенных лиц. Как вы к этому относитесь?
Данный опрос проводится для выявления ожиданий и мнений о данном законопроекте для замечаний и предложений к проекту.
В Кыргызстане предлагают ограничить число тоев и поминок по времени и по количеству приглашенных лиц. Как вы к этому относитесь?
- Поддерживаю, такие мероприятия разоряют кыргызстанцев (52%, 11 Голосов)
- Все равно не заработает такой закон (24%, 5 Голосов)
- Я против. Сколько звать людей — решать мне, а не государству (19%, 4 Голосов)
- Мне все равно (5%, 1 Голосов)
Свадебные, семейные и юбилейные торжества
В предлагаемом проекте указано, что празднование на государственном уровне даты образования учреждений и организаций, а также юбилеев и дней памяти лиц, имеющих высокие заслуги перед государством и обществом, осуществляется в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров.
Также предлагают ввести ограничения:
– по количеству приглашенных гостей до 100 человек на семейные торжества, обряды и мероприятия;
– ввести ограничение по количеству приглашенных гостей на свадебные торжества до 200 человек и обязать проводить банкет в один день;
– ограничения по использованию не более 3 легковых автомашин для церемонии государственной регистрации брака в ЗАГС;
– гостям запретить вручать денежные средства и ценные подарки «хозяевам» тоев свадеб, юбилейных торжеств, поминок и похорон.
Также предлагаются ввести ограничения по времени проведения свадеб, тоев, обрядов и мероприятий с 8.00 до 23.00 часов – в выходные дни, а в рабочие дни с 18.00 до 22.00 часов.
Похороны и обряды
В случае принятия данного проекта, ограничения также коснутся по количеству забивания крупного рогатого скота и лошадей при проведении обряда «жаназа» (заупокойная молитва).
Тогда как при проведении похорон предлагают ввести полный запрет на забивание крупного рогатого скота и лошадей с приглашением не более 100 человек.
Паломничество
Законопроект также коснётся и поломников. Предлагается проводить строго в семейном кругу мероприятия по случаю проводов и встречи паломников. Согласно законопроекту предлагается запретить организацию массовых угощений по случаю паломничества.
«Хозяева» тоев, свадеб, юбилейных торжеств, поминальных обрядов и мероприятий, обязаны информировать органы ответственные за упорядочение проведения этих мероприятий.
И физические и юридические лица обязаны защищать элементы национальной культуры, в том числе государственный язык на этих мероприятиях.
За нарушение вышеуказанных норм, разработчик законопроекта предлагает штрафовать организаторов мероприятий в размере 5500 сом для физических и юридических лиц в размере 17 000 сом.
Опыт соседних стран
В соседних центральноазиатских странах с 2012 года были введены ограничения на проведение дорогостоящих торжеств.
Нормативный правовой акт документ запрещал «тщеславие, помпезность, чрезмерную расточительность, пренебрежение народными обычаями и традициями, щегольство, пренебрежение к нуждам живущих вокруг людей». Также были введены ограничения по количеству гостей (200 человек), времени проведения, списка ресторанов и меню. Результата не было и в 2012 году, местные власти утвердили собственные правила, ограничивающие размах семейных праздников.
В другой же стране был принят нормативный правовой акт об ограничении затрат на проведение пышных торжеств, согласно которому, граждане должны получить разрешение от властей на проведение мероприятий, количество гостей не должно превышать 150 человек, а в кортеже (если это свадьба) не может быть больше 4 машин.
В итоге прошла волна недовольств среди населения, ввиду усиления контрольных функций среди проверяющих этих тоев.
Ещё одной причиной недовольства у населения стало то, что на обеспеченные слои населения не распространялся данный закон и они тратили на семейные торжества «намного больше обычных граждан».
Опыт соседних стран показал, что свадебные традиции устойчивее указов властей, хотя и чиновники были настроены оптимистично. Руководители пытались включить представителей СМИ в борьбу с тоями. Журналисты должны был «стыдить перед народом» устроителей пышных свадеб. Все было тщетно.
Той для кыргызстанца
В нашей стране свадьба это не просто штамп в паспорте. Торжество в нынешнее время большинство кыргызстанцев проводят на широкую ногу, в кафе и ресторанах. Это масштабное мероприятие, на которое приглашается до 300-400 гостей, сопровождается свадьба обильными угощениями, выступлениями певцов, танцами, конкурсами и призами.
В Кыргызстане согласно данным Нацстаткома в 2020 году ВВП составил 598 млр.сомов и госбюджет формируется в том числе, от предоставляемых услуг гостиниц и ресторанов.
Поступления в бюджет до пандемии – в 2018 году составил 23 млн. 833 тыс. сомов, в 2019 году – 25 млн. 663 тыс. 500 сомов. В 2020 году сумма поступлений в госбюджет снизился и составил 15 млн. 897 тыс. 800 сомов.
А в случае введения ограничений налоговая служба должна предусмотреть и просчитать риски по недопоступлению в бюджет, а также при утверждении республиканского бюджета просчитать прогноз по доходам и расходам на 2022 год.
Стоит отметить, что дефицит республиканского бюджета на 2020 год составил около 19 млрд. сомов. Доходы бюджета составили 133.5 млрд сомов. По сравнению с прошлым годом поступления уменьшились почти на 15 млрд. сомов. Налоговые доходы составили почти 92 млрд. сомов. В бюджет недопоступило около 5 млрд сомов.
Кроме того, не приведут ли такие ограничения к росту коррупции и полной зависимости «хозяев тоев» от проверяющих сотрудников правоохранительных органов?
А возможно, разработка схожего с соседними среднеазиатскими странами закона связано с низкой законодательной инициативой депутатов VI-созыва, что приводит к бездумному копированию проектов законов лишь для включения в отчет о количестве инициатив на встречах с избирателями.
Было бы проще и лучше предоставить право по регулированию количества гостей и масштаба помпезности местным сообществам
без принятия закона, состоящего из 12 статьей на двух листах.
Будут ли такие ограничения действенными?
Или богатые все-также будут проводить шикарные тои, так как сумма штрафа в размере 5500 сом для богатой семьи слишком мизерная.
Хочется верить, что данную законодательную инициативу парламент не поддержит и акцентирует свое внимание на решение более актуальных для Кыргызстана проблем.