Рус Кырг Eng

РАСПУСТИТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ

РАСПУСТИТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАТЬСЯ

В последнее время в обществе начала снова набирать обороты активная дискуссия о возможности досрочных выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.  Различные информагентства сообщают, что по сведениям их источников, в парламенте кулуарно идет вопрос о роспуске парламента до окончания срока его полномочий и назначении досрочных выборов, которые возможно состоятся весной 2020 года. Напомним, что очередные выборы депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики должны состояться осенью 2020 года.

Давайте рассмотрим какие есть правовые основания для досрочного прекращения полномочий Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. Действующее законодательство Кыргызской Республики предусматривает что роспуск парламента до окончания срока его полномочий может состояться в двух случаях:

  • В случае объявления Президентом досрочных выборов в парламент (роспуск парламента)
  • Путем самороспуска самим Жогорку Кенешем.

Роспуск Жогорку Кенеша Президентом

Конституция Кыргызской Республики устанавливает, что Президент вправе назначить досрочные выборы депутатов Жогорку Кенеша в следующих случаях:

  • Если Премьер-министр воспользуется своим правом и поставит перед Жогорку Кенешем вопрос о доверии Правительству в порядке ст.86 Конституции, а Жогорку Кенеш откажет ему в доверии. В этом случае Президент в течение 5 рабочих дней должен принять решение либо об отставке Правительства либо о назначении досрочных выборов в парламент.
  • Если Жогорку Кенеш не сможет в 4-й раз создать коалицию и выдвинуть кандидатуру премьер-министра в порядке статьи 84 Конституции. 

Самороспуск парламента

Помимо указанных оснований, которые могут повлечь досрочные выборы, существует и такое основание как самороспуск парламента. согласно статье 78 Конституции это  право Жогорку Кенеша принять решение о самороспуске. При этом предложение о самороспуске вправе внести фракция. Такое предложение, в свою очередь, может быть обосновано различными факторами, в том числе тем, что Жогорку Кенеш не исполняет свои законотворческие, представительские и контрольные функции. Торага ЖК КР в течение 2 дней направляет указанное предложение о самороспуске всем фракциям для предварительного рассмотрения и внесения предложений в течение 7 дней. После этого Торага назначает дату рассмотрения вопроса о самороспуске.

Решение о самороспуске принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов, то есть «ЗА» должны проголосовать не менее 80 депутатов из 120.

Таким образом причинами роспуска или самороспуска парламента как правило является политический кризис и как средство его разрешения применяются указанные механизмы.

Народная мудрость говорит, что “дыма без огня не бывает” и возможно слухи о возможных досрочных выборах Жогорку Кенеша Кыргызской Республики имеют под собой основу. Какой сценарий в этом случае будет задействован властями нам остается только строить предположения.

В этом ключе весьма большой интерес представляет следующий вопрос. В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики полномочия действующего состава Жогорку Кенеша прекращаются со дня первого заседания вновь избранного созыва Жогорку Кенеша Кыргызской Республики. На практике это будет означать следующее:в случае “роспуска парламента” Президентом или в случае самороспуска действующего созыва Жогорку Кенеша, парламентарии будут продолжать работу, получать заработную плату до того момента как избранный в результате досрочных выборов новый созыв Жогорку Кенеша начнет свое первое заседание. И в этом ключе возникает закономерное подозрение, что по сути ситуация самороспуска по сути выгодна многим действующим депутатам ЖК КР. Ведь в случае самороспуска они могут по сути не приходить на заседания Жогорку Кенеша и начать подготовку к избирательной кампании у себя в регионах, продолжая считаться при этом депутатами ЖК КР.

Данный вопрос имеет большое значение не столько с точки зрения оснований для роспуска или самороспуска. Гораздо большую озабоченность в этом вопросе вызывает вопрос о стабильности законодательной власти. Депутаты Жогорку Кенеша являются избранниками народа, которые пришли путем всенародных выборов. Такая ситуация по сути может окончательно подорвать доверие населания страны к избираемым институтам. Избиратели  в очередной раз смогут убедиться, что их просто используют на выборах для прихода к власти и все что делается политиками, делается лишь в угоду собственным интересам.

Следует также принять во внимание и тот момент, что организация и проведение выборов всегда сопряжены со значительными финансовыми расходами. Это при том обстоятельстве, что не утвержден бюджет на 2020 год.

Необходимо следить за тем сколько средств будет заложено по статьям «прочие расходы» у Президента и Правительства, ЦИК – откуда еще может быть переброска средств

Проведение досрочных выборов может вызвать большие затруднения в связи с тем обстоятельством, что недавно был принят ряд изменений и дополнений в избирательное законодательство. Принятые поправки устанавливают не только новые правила проведения агитационной информационной кампании, но и  ряд обязательств для органов государственной власти и местного самоуправления в части формирования списков избирателей, учета ЛОВЗ, организации мест для размещения агитационных материалов, финансового мониторинга и прочее. Предполагается, что участники избирательного процесса должны иметь достаточное время для внедрения принятых норм.

В заключение хотелось бы отметить, что тенденция в угоду тем или иным интересам злоупотреблять волей народа, вопросами стабильности ветвей власти может привести к нестабильности государственной власти в целом и утрате доверия граждан к избираемым институтам.

  Автор статьи — эксперт по избирательному праву ОФ «Гражданская платформа» Канышай Мамытова.