Рус Кырг Eng

О смешанной избирательной системе

О смешанной избирательной системе

27 мая 2021 года на сайте Президента был размещен законопроект «О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (http://www.president.kg/ru/apparat_prezidenta/zakonoproekty/o_vnesenii_izmeneniy_v_konstitucionnyy_zakon_kyrgyzskoy_respubliki_o_vyborah_prezidenta_kyrgyzskoy_respubliki_i_deputatov_zhogorku_kenesha_kyrgyzskoy_respubliki).

Основной новизной законопроекта однозначно считается предложения по введению новой избирательной системы для избрания 90 депутатов Жогорку Кенеша по смешанной (параллельной) системе:

35 депутатов предлагается избирать по мажоритарной системе в одномандатных избирательных округах;

55 депутатов предлагают избирать по пропорциональной системе (по партийным спискам) по единому избирательному округу.

Одномандатные округа будут образуются из расчета 100 тысяч избирателей на один избирательный округ, при этом учитывая местные особенности расположения населенных пунктов. Также предлагается предусмотреть 15% возможное отклонение от этой цифры с целью создания оптимизированных избирательных округов.

 

Мажоритарная система в одномандатных избирательных округах

35 кандидатов в депутаты будут выдвигаться политической партией либо путем самовыдвижения. Избранным считается кандидат, который набрал относительное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании в одномандатном округе.

В случае досрочного прекращения полномочий депутата будут проводиться новые выборы. Кандидат, выдвинутый политической партией по одномандатному округу не может состоять одновременно и в списке кандидатов политической партии, выдвигаемом по единому округу.

Пропорциональная система (по партийным спискам) по единому избирательному округу

55 депутатов, предлагаются избирать по партийной пропорциональной системе. Избранной будет считаться политическая партия, преодолевшая 3 % порог, из числа кандидатов, состоящих в списке политической партии, утвержденной съездом.

Сохраняется 30 % квота для женщин не только при регистрации списка кандидатов в ЦИК, но и при распределении мандатов: в первую очередь депутатские мандаты подлежат распределению между кандидатами другого пола по отдельному рейтингу между ними. Кроме того, предлагаются сохранить квоты при составлении списков для представителей этнических меньшинств, молодежи и ЛОВЗ.

Наряду с этим в рамках совершенствования избирательного законодательства предлагаются следующие изменения:

Законопроектом предлагается дать право избирать гражданам, осужденным за совершение преступлений по неосторожности.

Также предлагается, что кандидаты, являющиеся политическими служащими, за исключением депутата Жогорку Кенеша или Президента, депутата местного кенеша; руководителя государственного, муниципального предприятия, учреждения, предприятия с долей государственного (муниципального) участия более 30 процентов и их подразделений, прекращают исполнение должностных или служебных полномочий с момента выдвижения.

Предлагается ввести ограничения по проведению агитационных мероприятий, раздача агитационных материалов вблизи (менее чем за 100 метров) от культовых зданий, сооружений и относящихся к ним территорий, объектов с опасными и вредными производствами, электростанций, железных дорог, нефтепроводов и от линий высоковольтной электропередачи, объектов пенитенциарной системы, государственных и муниципальных организаций здравоохранения, детских дошкольных учреждений, дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций.

Не допускается отображение и иное использование в агитационных материалах частей и элементов информации (изображений), содержащих прямые и косвенные заимствования или ссылки на религиозную тематику.

ЦИК вправе признать итоги голосования по кандидату, списку кандидатов недействительными, если во время подготовки выборов, проведения голосования, подсчета голосов, установления итогов голосования имели место грубые нарушения со стороны кандидата, политической партии, которые не позволяют с достоверностью установить итоги голосования или повлияли на волеизъявление избирателей.

В случае признания недействительными итогов голосования по кандидату, списку кандидатов политической партии после дня голосования в результате установления нарушения избирательного законодательства, голоса избирателей, отданные за кандидата, политическую партию, признаются недействительными с отнесением избирательных бюллетеней к недействительным. Такой кандидат, политическая партия не допускаются к следующим выборам депутатов Жогорку Кенеша. Избирательный залог, внесенный политической партией, чье избрание было признано недействительным, не возвращается и подлежит зачету в бюджет.

Проектом предлагается принятие ряда других существенных и редакционных поправок в действующий конституционный закон.