Рус Кырг Eng

О новых поправках в избирательное законодательство

О новых поправках в избирательное законодательство

13 августа 2018г на VII заседании Национального совета по устойчивому развитию Кыргызской Республики была одобрена Стратегия совершенствования законодательства Кыргызской Республики о выборах на 2018-2020 годы и План реализации Стратегии.

В свою очередь, Центральной избирательной комиссией Кыргызской Республики, в целях реализации мер, заложенных в Плане действия к Стратегии, был разработан пакет проектов законов о внесении изменений и дополнений в:

  • Конституционный закон Кыргызской Республики «О выборах Президента кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»;
  • Конституционный Закон Кыргызской Республики «О референдуме»;
  • Закон Кыргызской Республики «Об избирательных комиссиях по выборам и проведению референдумов в Кыргызской Республике»;
  • Закон Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей»;
  • Закон Кыргызской Республики «О статусе депутатов местных кенешей».

Указанный пакет проектов законов был инициирован депутатами Жогорку Кенеша Алимбековым Н.К. и Эргешовым А.М.

Основная цель предлагаемых поправок в законы— обеспечить равный и беспрепятственный доступ граждан страны к реализации своих конституционных прав избирать и быть избранными, а также создать условия для свободного и осознанного волеизъявления.

Следует отметить, что инициированные проекты законов не предусматривают изменение избирательной системы в Кыргызской Республике и предстоящие в 2020 году выборы в ЖК КР пройдут по пропорциональной системе. Так, по мнению разработчиков, в ближайшей перспективе для Кыргызстана наиболее подходящей будет оставаться пропорциональная избирательная система.

 

Какие новшества предлагается ввести в избирательный процесс?

Одной из целей инициированных законопроектов является улучшение условий реализации активного и пассивного избирательного права.  Для достижения указанной цели предлагаются следующие меры:

Обмен и обработка информационных данных –с применением системы электронного межведомственного взаимодействия, утвержденной законодательством. что предусматривается в ряде предлагаемых поправок.

Похоже, многолетняя проблема со списками избирателей решится раз и навсегда. Введение в действие информационного портала по обмену электронными данными между государственными органами, муниципалитетами, а также органами местной власти в регионах, который внедряется полным ходом, сможет дать возможность избирателям подать заявление в электронном формате и предотвратить фальсификацию с персональными данными. После регистрации и создания на портале кабинета избирателя, пользователь автоматически проходит аутентификацию — электронное подтверждение личности заявителя. Таким образом, улучшается доступ избирателей к участию в выборном процессе. Теперь граждане смогут подавать заявление на включение их в список избирателей не только путем личной подачи заявления в избирательные комиссии, но также в электронном формате, в ЦОНах и информационных киосках. Важно, чтобы этот ресурс заработал в автоматическом режиме, т.к. он дает возможность ЦИК и территориальным избирательным комиссиям сверять данные, касающиеся паспортных данных, наличия судимости.

 

Активные права граждан

Инициированные поправки направлены на  создание условий для соблюдения прав всех категорий граждан, в том числе ЛОВЗ, лиц, находящихся под следствием, в стационарных и закрытых учреждениях, в отдаленных местах, в том числе и за рубежом.

Предлагаемые поправки касаются технического оснащения избирательных участков, изменения сроков и форматов по уточнению данных в списках избирателей, ведение учета отдельных категорий граждан и карт потребностей для ЛОВЗ совместно с органами МСУ, расширения перечня уважительных причин для голосования вне помещения, например работающие вахтовым методом либо в отдаленных регионах, увеличения количества избирательных участков за рубежом. 

 

Гендерная представленность и гарантии для женщин 

В соответствии с предлагаемыми поправками предлагается введение 30% квот для женщин в местных кенешах. По данным ЦИК, за последние 10 лет представленность женщин в местных кенешах уменьшилась в разы. Последние выборы дают статистику, что среди кандидатов в депутаты в айыльных кенешах было 7% женщин. Это один из самых низких показателей за 10 лет. В связи с этим необходимы меры по продвижению изменений законодательства КР о введении на временной основе квот представительства женщин в местных кенешах до 30%. Также планируется усилить образовательные и информационные меры по активизации женщин в избирательных кампаниях.

В целях недопущения «вымывания» женщин из состава местных кенешей, предусматривается особый порядок замещения вакантных мест досрочно выбывших депутатов. В случае освобождения места депутата, мандат передается следующему по списку кандидату того же пола, что и выбывший. Следует отметить что аналогичная норма содержится в конституционном Законе Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».

 

Повышение качества избираемых органов

В целях повышения качественного состава избираемых органов, предлагаемые проекты поправок предусматривают установление требований к кандидатам на выборах всех уровней, повышение ответственности и подотчетности политических партий и депутатов местных кенешей, установление ответственности за предоставление недостоверных сведений в целях регистрации и избрания. И для этого предлагается ряд мер направленных на:

— устранение коллизий и пробелов законодательства, связанных с моментом и условиями возникновения статуса кандидата, сроками регистрации, сроками внесения избирательного залога, открытия избирательного фонда и др.;

— установление верхнего порога количества представляемых в ЦИК КР подписей граждан в поддержку кандидата в Президенты КР (не более чем в 1,5 раза), а также улучшение порядка их проверки;

— установление обязательности публикаций сведений о доходах кандидата и близких родственников, введение требований об отсутствии зарубежных счетов и активов у избранных кандидатов;

— установление верхнего предела расходования денежных средств из избирательного фонда для кандидатов в Президенты КР;

-снижение верхнего порога расходов из избирательного фонда в ходе выборов ЖК КР:

— введение избирательного залога для кандидатов в депутаты местных кенешей;

— введение требований о наличии обязательного высшего образования для кандидатов в депутаты ЖК КР и среднего или средне-специального образования для кандидатов в депутаты местных кенешей;

-введение ответственности депутатов местных кенешй за отсутствие без уважительных причин на сессиях местного кенеша.

Прошедшие в 2017 году выборы Президента Кыргызской Республики показали, что одной из проблем действующего законодательства являются пробелы и коллизии в области регулирований агитационной деятельности. Для разрешения указанных вопросов предлагаются следующие меры:

 

Усовершенствование механизмов открытых и конкурентных выборов

Отсутствие в избирательном законодательстве КР четкого определения понятия «информирование избирателей» приводит к возникновению избирательных споров, когда действия по информированию избирателей приравниваются к деятельности по осуществлению предвыборной агитации и наоборот. Для разрешения указанных споров предлагаемые поправки предлагают ввести в законодательство и четко разграничить понятия «информирование» и «агитация», «информационный материал» и «агитационный материал».

При этом, как показывает практика, одним из видов агитации, вызывающих наибольший интерес избирателей, являются совместные мероприятия с участием нескольких кандидатов. В связи с этим предлагаются меры по увеличению времени на дебаты между кандидатами и иные совместные мероприятия.

Практика последних выборов показала, что одной из форм агитации, активно используемой кандидатами и политическими партиями становится так называемый «черный PR». При этом действующее законодательство не содержит четких механизмов защиты прав кандидатов и политических партий. Для решения данного вопроса предлагается установить обязательный досудебный порядок урегулирования споров, возникающих в связи с распространением сведений, ущемляющих честь, достоинство или деловую репутацию кандидата и/или деловую репутацию политической партии. Кроме того, предлагается установить обязанность СМИ, интернет-изданий по требованию кандидата, политической партий предоставить право бесплатно опубликовать ответ на публикацию, порочащую честь, достоинство и деловую репутацию кандидата, деловую репутацию политической партии, с установлением для СМИ, интернет-изданий сроков опубликования.

Также предлагаемые законопроекты предлагают комплекс мер по введению административной ответственности за нарушения правил проведения предвыборной агитации со стороны участников избирательного процесса.

 

Совершенствование и укрепление пропорциональной партийной системы

Политические партии являются важным институтом демократии, реализующим политическую волю определенной части населения, основной задачей которых является участие в управлении делами государства в предусмотренных законодательством формах. Политические партии должны выражать интересы народа и стать ускорителем развития гражданского общества.

В целях обеспечения прозрачности деятельности политических партий предлагается установить требования о ежегодном опубликовании политическими партиями отчетов о своей деятельности для общественности, в том числе финансовых отчетов, а также ввести нормы, направленные на раскрытие источников происхождения денежных средств, вносимых в избирательный фонд политических партий, расходов политических партий во время избирательной кампании.

 

Борьба с применением административного ресурса

Одной из больших угроз наряду с подкупом является применение административного ресурса. В отношении применения административного ресурса в ходе выборов следует отметить, что имеющиеся запреты являются неэффективными, а сотрудники государственного сектора не защищены от оказания на них давления и запугивания. При этом отсутствует реальный механизм привлечения к ответственности виновных лиц. Так, действующее законодательство не содержит четких формулировок понятия «применение административного ресурса» и предусматривает ответственность только кандидата за использование преимуществ служебного и должностного положения в целях избрания. Однако практика прошедших выборов показывает, что административный ресурс применяется не столько самими кандидатами, сколько иными лицами, которые в целях оказания влияния на волеизъявление избирателей, используют имеющиеся у них властные рычаги.

Для предотвращения использования административного ресурса, предлагается ряд поправок в избирательное законодательство, предусматривающих четкое определение понятия и форм административного ресурса, норм о недопустимости его применения и ответственности за его применение. 

 

Нарушение тайны голосования

В ходе прошедших выборов Президента КР в 2017 году большую озабоченность участников избирательного процесса вызвал ряд случаев оказания влияния на волеизъявление избирателей путем нарушения тайны голосования («контроль голосования»).

В целях эффективного пресечения нарушений тайны голосования, в целях приведения действующего законодательства Кыргызской Республики в соответствие с международными стандартами инициированы поправки и в статьи избирательного законодательства «Тайна голосования».

 

Единые дни голосования

В настоящее время сложилась ситуация, при которой практически ежемесячно проходят выборы в представительные органы местного самоуправления- местные кенеши. На практике это приводит к большому распылению финансовых средств, организационным и техническим затратам которые в совокупности ложатся на бюджет государства.

Для улучшения организации и планирования выборов, оптимизации расходов государственного бюджета, инициированные поправки предлагают введение двух единых дней голосования на выборах депутатов местных кенешей — весной и осенью каждого года. Ожидается, что данная мера также положительно повлияет на планирование работы и качество деятельности органов местного самоуправления.

 

Запрет на внесение изменений в избирательное законодательство

Практика прошедших в стране избирательных кампаний показывает, что зачастую накануне выборов вносятся изменения в избирательное законодательство, которые ведут к усложнению работ по организации и проведению выборов, создают много споров и непониманий между субъектами избирательного процесса и не дают возможности слаженно и организованно провести избирательную кампанию.

Для решения указанных проблем инициированными поправками предусматривается запрет на внесение изменений в избирательное законодательство за один год до предстоящих выборов ЖК КР или Президента страны.