Рус Кырг Eng

Какая конституционная реформа ждет Кыргызстан?

Какая конституционная реформа ждет Кыргызстан?

Нестабильная политическая ситуация в Кыргызстане после парламентских выборов привела к отставке Президента и избранию Садыра Жапарова Премьер-министром и исполняющим обязанности Президента в одном лице. Для укрепления своего статуса Садыр Жапаров изъявил желание стабилизировать ситуацию с помощью изменения  выборного законодательства и решением проводить конституционную реформу.

Подписание им законопроекта по избирательному законодательству депутата А.Сулайманова о  снижении избирательного барьера с 7 до 3 процентов, и при этом, по каждой области, городам Бишкек и Ош остался избирательный барьер в размере 0,7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании,  а также снижение избирательного залога с 5 млн.сом до 1 млн.сом в обществе было принято позитивно.

Однако, насколько это оправдано и реализуемо при проведении парламентских выборов говорить еще рано, так как предполагаемая им конституционная реформа возможна будет проведена до парламентских выборов и может нивелировать предлагаемые изменения.

Что за конституционная реформа ждет Кыргызстан еще непонятно. Будут ли это изменения всей конституции или конституционные поправки без изменений конструкции государственного строя?

Каким образом новая власть планирует ускорить эволюционный процесс – внесением поправок в конституционный текст, обновлением конституционных норм в целях придания им большей системности в неизменных рамках существующего конституционного строя.

Или же закрепляющие основы конституционного строя, такие как форма государственного управления претерпят существенные изменения, при которых формирование комплекса нормативного правового регулирования в политической и социальной жизни Кыргызстана будут кардинально изменены? Остается только догадываться.

 

Конституционная реформа и ее начало. Законно или нет? 

В соответствии со статьей 114 Конституции закон о внесении изменений в настоящую Конституцию может быть принят референдумом, назначаемым Жогорку Кенешем.

Изменения в положения основ конституционного строя могут приниматься Жогорку Кенешем по предложению большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша не позднее 6 месяцев со дня его внесения на рассмотрение Жогорку Кенеша, проведя не менее трех чтений с перерывом между чтениями в 2 месяца. Соответственно, на конституционную реформу таким путем уйдет от 6 мес до 1 года, с учетом обсуждения его среди граждан.

Другой путь – по инициативе не менее 300 тысяч избирателей проведения референдума.

Следовательно, поправки в конституцию могут осуществляться двумя путями, которые будут считаться легитимными, нашедшие поддержку среди народа.

В статье 1 Конституции указано, что Кыргызская Республика является демократическим и правовым государством, в котором все структуры власти подчинены закону, в котором власть во взаимоотношениях с гражданами и их различными объединениями строится на основе норм права при условии сохранения режима конституционности и законности в обществе и никакая часть народа, никакое объединение, никакое отдельное лицо не вправе присваивать власть в государстве.

Главное условие демократии – это защита от узурпации власти, которая согласно статье 5 Конституции является особо тяжким преступлением. Демократичность обеспечивается прежде всего строгой периодичностью выборностью высших органов власти – президента, Жогорку Кенеша, представительных органов местной власти.

Этот запрет относится и к Жогорку Кенешу VI-созыва, который посредством изменений Конституционного закона «О выборах депутатов Жогорку Кенеша и Президента Кыргызской Республики» продлил свои полномочия более чем на 8 месяцев, хотя в Конституции четко определен срок их полномочий – 5 лет. И продление сроков полномочий точно не может быть по причине вынужденного ожидания прихода VII-созыва Жогорку Кенеша после проведения повторных выборов. Любые причины и оправдания продления полномочий депутатов парламента считаются неконституционными и нелегитимными.

Депутаты-VI созыва не вправе продливать самостоятельно свои полномочия исключительно в зависимости от того, будут проведены повторные выборы в скором времени или нет.

Лишь на заранее строго определенным законом срок для проведения таких повторных выборов и только в случае признания недействительными первичных выборов. Любая иная интерпретация и продление мандата парламента сверх установленных законом сроков является узурпацией власти, которая незаконна и недопустима сама по себе и к тому же создаёт опасный прецедент для последующих нарушений Конституции.

Статьи 2 и 70 Конституции представляют собой императивные нормы и содержат категорические предписания, которые не могут дополняться или видоизменяться Жогорку Кенешем, как участником правоотношений на текущий момент. При этом часть 3 статьи 71 Конституции содержит диспозитивную норму, поскольку обусловлена возможностью выбора варианта действия – дня проведения первого заседания нового созыва Жогорку Кенеша, наступление которого варьируется в зависимости от момента подведения итогов первичных или повторных выборов депутатов.

Императивные нормы Конституции являются основополагающими и наиболее значимыми. К тому же императивные нормы носят безусловный обязывающий характер. Диспозитивные нормы вторичны по отношению к императивным и должны истолковываться в связи с иными нормами.

 

Конституционная реформа без реформ 

Когда речь идет о конституционной реформе, то предполагается ее постепенное преобразование под влиянием новых направлений общественного развития.

Главное и важное место в конституционной реформе отводится ее процедурной стороне, так называемая реформа без реформ, считаются «формальным» и даже принятие незначительных изменений должно сопровождаться анализом с привлечением общественности и может проводиться только законными государственными институтами.

При этом, изменение фундаментальных основ в Конституции может повлечь прерывание конституционной стабильности. Конституция не должна быть подвержена быстрым и многочисленным изменениям. Ведь это подрывает авторитет права и снижает его потенциал.

В одном из своих докладов Венецианская комиссия выразила обеспокоенность по поводу слишком частых поправок или попыток внесения изменений в конституцию, так как это может негативно повлиять на конституционную и политическую стабильность.

Конституция не может быть изменена из-за изменений политической ситуации в стране или после формирования нового парламентского большинства.

Конституционная стабильность может и не прерываться внесением в конституцию крупных поправок или принятием новых конституций. К примеру, как показывает практика, в зарубежных странах конституционная реформа всегда основывалась на конституционной стабильности, поскольку они все исходили из одних и тех же базовых принципов государственного строя.

Очевидно, что простое желание проводить конституционную реформу всегда должно основываться на детальном рассмотрении и проводиться только законным способом.