Как будем отзывать «депутатов – самовыдвиженцев»
20 июля т.г. состоялось общественное обсуждение проекта конституционного Закона «О статусе депутата Жогорку Кенеша КР», который определяет основные принципы и гарантии деятельности депутата, а также его основные права, обязанности и ответственность. Законопроект был разработан с целью дальнейшего совершенствования и приведения положений в соответствие с Конституцией.
Согласно законопроекту, депутат парламента избранный по партийным спискам и по одномандатным избирательным округам наделен полномочиями по осуществлению законодательных и иных полномочий, в соответствии с Конституцией, настоящим конституционным Законом, Регламентом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. Предлагается положение где депутатом может быть гражданин КР не моложе 25 лет.
Также законопроект предусматривает приведение в соответствие положениями Конституции, согласно которым срок полномочий депутата может быть прекращен в случае досрочного отзыва депутатского мандата и отсутствия депутата в течение одной сессии 10 дней подряд. Также предусмотрены положения права и обязанностей депутата, членство в парламентских фракциях, депутатских группах, депутатские запросы, положения о гарантиях независимости депутата.
Параллельно, в парламенте был одобрен проект конституционного Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», предусматривающий смешанную избирательную систему.
Законопроектом предлагается введение новой избирательной системы для избрания 90 депутатов Жогорку Кенеша – по смешанной (параллельной) системе:
36 депутатов избираются по мажоритарной системе в одномандатных избирательных округах;
54 депутатов избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам) по единому избирательному округу.
Между тем, ни в законопроекте о выборах соответственно и в проекте о статусе депутата не была предусмотрена норма по процедуре отзыва депутатов, избранных по смешанной избирательной системе.
Исходя из предлагаемым поправок право выдвижения кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша принадлежит:
по пропорциональной системе – политическим партиям. Получается политическая партия выдвинувшего депутата может отзывать по различным основаниям.
по мажоритарной системе – политическим партиям и гражданам путем самовыдвижения. В этом же случае остается непонятным какова же процедура отзыва депутата избранного по одномандатному округу.
Конечно же, процедура отзыва, избранного по одномандатному округу должна обеспечивать ему возможность давать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва.
Право отзыва депутата избирателями является одним из средств контроля избирателей за осуществлением депутатом своих полномочий, закрепленных законодательством.
Анализ международной практики показывает, что в странах с мажоритарной избирательной системы процедура избрания и отзыва депутатов, по одномандатным округам, проходила сложным путем.
К примеру, в Японии система выборов в нижнюю палату была смешанная параллельная: 300 депутатов избирались по одномандатным «малым» округам, а 180 – по округам пропорционального представительства, в которых голосование производится по закрытым партийным спискам. Соответственно, страна была поделена на 300 одномандатных округов и одновременно на 11 округов пропорционального представительства.
Некоторые кандидаты использовали одномандатный округ как первой попыткой своих сил, и кандидаты после поражения в одномандатном округе участвовали и попадали в парламент со второй попытки используя политические партии. Сами депутаты называли эти попытки на японском политическом сленге «возрождением».
В последующем сложная избирательная система повлекла за собой бесконечные судебные споры по формированию округов, по процедуре выдвижения депутатов и др.
В некоторых странах была процедура по отзыву депутата, в котором принимали участие все граждане. При этом, проведение голосования по отзыву депутата одновременно, с любыми выборами или референдумом не допускалось.
Если же по результатам голосования по отзыву, депутат не был отозван, следующее проведение голосования по отзыву было возможным только по истечении 12 месяцев.
Основаниями для отзыва депутата были:
- невыполнение депутатских полномочий;
- нарушение законодательства;
- утрата доверия избирателей;
- совершение действий, порочащих звание депутата.
Как показывает практика, сложная система отзыва депутатов повлекло за собой и отмену смешанной системы (к примеру Япония и Германия).
Что же касается Кыргызстана, упор только на персональную ориентацию, оторванную от партийной принадлежности, таит в себе риск иного плана. Борьба вокруг личностных предпочтений избирателей может свестись к соревнованию «денежных мешков».
И поэтому нам необходим поиск оптимального баланса между приоритетами персонального и партийно-политических начал в избирательных механизмах, а также по процедуре отзыва депутата, избранного по одномандатному округу без ущерба на госбюджет. Печальным фактов является то, что такой баланс нам все еще не удалось найти.