Рус Кырг Eng

Гендерная квота для женщин и единые дни голосования

Гендерная квота для женщин и единые дни голосования

08 августа 2019 года наряду с законом о внесении изменений и дополнений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» и в конституционный Закон Кыргызской Республики «О референдуме» Президент Кыргызской Республики С.Ш. Жээнбеков подписал закон о внесении изменений и дополнений в закон Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей».

В целом закон о выборах депутатов местных кенешей во многом соответствует тем изменениям и дополнениям, которые были приняты в конституционный Закон «О выборах Президента и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».

Одними из самых значительных поправок, регулирующих порядок выборов депутатов местных кенешей являются установление 30% гендерной квоты и единых дней голосования.

Гендерная квота

Анализ гендернего состава местных кенешей Кыргызской Республики показывает, что в настоящее время женщины составляют примерно около 11% от общего количества депутатов метныхкенешей. Это при том, что общий показатель уровня образованных женщин в стране выше, чем образованных мужчин. В целях поддержки женщин, баллотирующихся на пост депутатов местных кенешей была принята норма о квотировании 30% мандатов за женщинами. При этом число зарезервированных мандатов по каждому избирательному округу будет публиковаться одновременно с опубликованием информации об избирательных округах и участках.

Количество резервируемых мандатов в избирательном округе зависит от общего количества мандатов в соответствующем избирательном округе. Так в:

  • в 2-мандатном избирательном округе резервируется 1 мандат
  • в 3-мандатном избирательном округе резервируется 1 мандат
  • в 4-мандатном избирательном округе резервируются 2 мандата
  • в 5-мандатном избирательном округе резервируются 2 мандата
  • в 6-мандатном избирательном округе резервируются 2 мандата
  • в 7-мандатном избирательном округе резервируются 3 мандата
  • в 8-мандатном избирательном округе резервируются 3 мандата
  • в 9-мандатном избирательном округе резервируются 3 мандата
  • в 10-мандатном избирательном округе резервируются 3 мандата
  • в 11-мандатном избирательном округе резервируются 4 мандата
  • в 12-мандатном избирательном округе резервируются 4 мандата
  • в 13-мандатном избирательном округе резервируются 4 мандата
  • в 14-мандатном избирательном округе резервируются 5 мандатов
  • в 15-мандатном избирательном округе резервируются 5 мандатов
  • в 16-мандатном избирательном округе резервируются 5 мандатов

При этом, в случае досрочного прекращения полномочий депутата-женщины, получившей мандат на основании резервирования мандатов, мандат передается следующей женщине-кандидату, получившей наибольшее количество голосов избирателей в соответствующем избирательном округе. Если же не останется женщин-кандидатов, то мандат распределяется между оставшимися кандидатами.

Также по аналогии с конституционным законом «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» принята норма, согласно которой в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по пропорциональной системе, его мандат передается следующему зарегистрированному кандидату:

  • из числа кандидатов женского пола в случае прекращения полномочий депутата женского пола
  • из числа кандидатов мужского пола в случае прекращения полномочий депутата мужского пола.

Единые дни голосования

В соответствии с подписанным законом установлены единые дни голосования на выборах депутатов местных кенешей. Необходимость таких поправок была вызвана тем обстоятельством, что очень часто проходят выборы депутатов местных кенешей, которые влекут за собой значительные организационные, людские и финансовые затраты. В целях прогнозирования и снижения указанных затрат были приняты нормы об установлении единых дней голосования.

Так, единые дни голосования установлены второго воскресенье апреля и второго воскресенья октября.

При этом если срок, на который были избраны депутаты местных кенешей, истекает в период с 1 по 31 декабря, то следующие выборы проводятся во второе воскресенье апреля года, следующего за годом, в котором истекает указанный срок.

Если срок, на который были избраны депутаты местных кенешей, истекает в период с 1 января по 31 мая, следующие выборы проводятся во второе воскресенье апреля года, в котором истекает указанный срок.

Если срок, на который были избраны депутаты местных кенешей, истекает в период с 1 июня по 31 ноября, следующие выборы проводятся во второе воскресенье октября года, в котором истекает указанный срок, а в год проведения выборов Президента, депутатов ЖогоркуКенеша – в день голосования на указанных выборах. 

Улучшение условий реализации активного избирательного права

  • Как и в конституционном законе, введена норма о том, что в случае подачи избирателями заявлений об исправлении их данных (Форма-3), указанные избиратели для заполнения заявлений будут проходить биометрическую идентификацию.
  • В целях улучшения доступа граждан к избирательному процессу на государственном портале будет введен также новый сервис – «кабинет избирателя». Теперь граждане смогут подавать заявления на включение их в список избирателей не только путем личной подачи заявления в избирательные комиссии, но также в электронном формате через сервис «кабинет избирателя».
  • В целях соблюдения прав ЛОВЗ также предусмотрен мер, связанных ведением учета ЛОВЗ, карт потребностей ЛОВЗ совместно с органами МСУ. Также принятым законом устанавливается обязанность как избирательных комиссий, так и кандидатов, политических партий выпускать информационные и агитационные материалы с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Повышение качества избираемых органов

  • Установление требования об уровне образования не ниже общего среднего к депутатам местных кенешей.
  • Предоставление кандидатами документа об отсутствии гражданства иного государства, сведений о судимости, а также письменное согласие кандидатов на сбор и обработку персональных данных, в том числе на наличие либо отсутствие гражданства иного государства (в том числе предыдущие гражданства, иные гражданства).
  • Установление избирательного залога для депутатов в местные кенеши (в Бишкекский и Ошский городские кенеши –500 расчетных показателей, востальные городские кенеши – 200 расчетных показателей,  в айылные кенеши – 10 расчетных показателей)
  • Установлены конкретные случаи возврата внесенного кандидатами, политическими партиями избирательного залога;

Усовершенствование механизмов открытых и конкурентных выборов

  • Разделение понятий «информирование» и «предвыборная агитация». При этом основной упор, как и в конституционном законе, в ходе предвыборной агитации предлагается уделить совместным мероприятиям кандидатов.
  • Не менее половины от бесплатного эфирного времени отводится дебатам.
  • Установление обязанности СМИ на бесплатное опубликование опровержений сведений, которые были ими размещены ранее.
  • Введение запрета на участие в агитационной компании религиозных деятелей.

Борьба с применением административного ресурса и иными нарушениями избирательного законодательства

Одной из больших угроз наряду с подкупом является применение административного ресурса. В отношении применения административного ресурса в ходе выборов следует отметить, что имеющиеся запреты являются неэффективными, а сотрудники государственного сектора не защищены от оказания на них давления и запугивания. При этом отсутствует реальный механизм привлечения к ответственности виновных лиц. Так, действующее законодательство не содержит четких формулировок понятия «применение административного ресурса» и предусматривает ответственность только кандидата за использование преимуществ служебного и должностного положения в целях избрания. Однако практика прошедших выборов показывает, что административный ресурс применяется не столько самими кандидатами, сколько иными лицами, которые в целях оказания влияния на волеизъявление избирателей, используют имеющиеся у них властные рычаги.

Для предотвращения использования административного ресурса, предлагается ряд поправок в избирательное законодательство, предусматривающих четкое определение понятия и форм административного ресурса, норм о недопустимости его применения и ответственности за его применение.

Также, для профилактики и борьбы с нарушениями избирательного законодательства, принята норма, согласно которой при подготовке и проведении выборов избирательными комиссиями формируются координационные группы оперативного реагирования на всех уровнях избирательных комиссий, в состав которых входят представители правоохранительных органов. Основными функциями координационной группы оперативного реагирования являются оперативное реагирование на нарушения избирательного законодательства и информирование граждан о принимаемых мерах.

Следует отметить, что действующее избирательное законодательство содержит ряд коллизий по срокам рассмотрения избирательных поправок. Для устранения коллизий также были приняты поправки, которые устанавливают четкие сроки для обращений и обжалований.