Рус Кырг Eng

Выборы в местные кенеши: возобновить или отменить?

Выборы в местные кенеши: возобновить или отменить?

В последнее время депутаты, да и не только они, обсуждают и пытаются решить вопрос отмены местных выборов и совмещения их с выборами в Жогорку Кенеш на одну и ту же дату.  Как известно, выборы в местные кенеши были назначены на 12 апреля 2020 года в городах Ош, Каракол, Балыкчи, Майлуу-Суу, Токмок и в 25 айыльных кенешах, но были отложены из-за введенных режимов чрезвычайного положения и чрезвычайной ситуации.

Попробуем разобраться в сложившейся ситуации:

Правовая основа установлена в Конституции Кыргызской Республики  и в Законе Кыргызской Республики «О выборах депутатов местных кенешей» причины отмены выборов в местные кенеши является во время чрезвычайного или военного положения, введенного на всей территории Кыргызской Республики, аналогично такие же нормы отмены предусмотрены при проведении выборов в Жогорку Кенеш, но в законодательстве строгой регламентации механизмов возобновления отложенных выборов не предусмотрено.

В настоящее время эпидемиологическая ситуация в стране не уменьшается и режим чрезвычайной ситуации не меняется. Складывается противоречивая ситуация – с одной стороны введенные «единые дни голосования» не апробированы, объявленные выборы не состоялись и, следовательно, принятие решения об их отмене повлечет нарушение сроков или сроков пребывания депутатов местных кенешей, то есть установленный Конститиуцоей КР 4 годичный срок депутатский полномочий. Депутат местного кенеша в соответствии с законодательством приобретает свои полномочия со дня открытия первой сессии соответствующего кенеша и заканчиваются в первый день сессии следующего созыва, что дает им право остаться при своих полномочиях является возможным их пребывания.

Относительно выборов в Жогорку Кенеш, согласно ч. 2 статьи 70, «Жогорку Кенеш состоит из 120 депутатов, избираемых сроком на 5 лет также по пропорциональной системе. Очередные выборы в Жогорку Кенеш назначаются Президентом не ранее чем за 100 календарных дней и не позднее чем за 90 календарных дней до дня голосования. Порядок отмены в период чрезвычайного положения аналогичен с порядком отмены выборов местных кенешей. Дата следующих выборов должна быть назначена в период с 26 июня до 6 июля 2020 года. Если же Президент не воспользуется правом назначения выборов в Жогорку Кенеш в указанный период, то выборы будут считаться назначенными в любом случае, и согласно п.6 статьи 59 конституционного закона, Центральная избирательная комиссия «в течение 2 календарных дней официально публикует в средствах массовой информации дату проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша» и проводит все организационные мероприятия по подготовке и проведению выборов в указанный срок. Днем голосования же определяется первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который был избран Жогорку Кенеш действующего созыва. Конституционный срок, на который избирается Жогорку Кенеш, исчисляется со дня его избрания, то есть на 4 октября 2015 года.

Таким образом, отмечаем об отсутствии правовых норм для возможного объединения проведения голосования на выборах депутатов местных кенешей и  Жогорку Кенеша.

Объединение разноуровневых выборов априори не возможны, так как депутаты местных кенешей по своему назначению рассматривают вопросы местного значения, тогда как депутаты Жогорку Кенеша рассматривают консолидированные вопросы республиканского значения.

Кроме того, выборы депутатов в местные кенеши проходят по принципу мажоритарной и пропорциональной избирательной системы, по многомандатному избирательному округу. Тогда как выборы депутатов в Жогорку Кенеш проходят по пропорциональной системе. Данное обстоятельство  в последующем не позволит самовыдвиженцам в местные кенеши набрать необходимое количество голосов, так как объеденные выборы позволят крупным партиям одержать победу по партийным спискам на всех уровнях. Мажоритарная избирательная система в местных кенешах стимулирует существование в регионах страны двухпартийной или двухкоалиционной системы, что благотворно отражается на принятые решения регионального уровня.

Важно отметить, цели и программы разноуровневых депутатов не совпадают, также, как и сроки пребывания Различная программа, платформа кандидатов в депутаты, а также ускоренное изменение адресной прописки субъектов избирательного процесса перед парламентскими выборами приведен к сложному восприятию среди населения в целом. Мы уже не будем говорить о сложностях в этом вопросе для избирательных комиссий.

Для устранений пробелов в законодательстве необходимо внести изменения в действующее избирательное законодательство, в конституционный Закон Кыргызской Республики «О чрезвычайном положении», в Закон Кыргызской Республики «О Гражданской защите» вопросов с определением легитимности порядка продления сроков полномочий избираемых органов в период возникновения форс- мажорных обстоятельств в части регламентации исключительных случаев, иначе принятие такого решения и реализация идеи депутатов о проведении двух уровней выборов в один день, в дальнейшем может быть признано нелегитимным.