Анализ к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Уголовный кодекс Кыргызской Республики, Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики «О защите прав участников уголовного судопроизводства»)»
Анализ к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Уголовный кодекс Кыргызской Республики, Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики «О защите прав участников уголовного судопроизводства»)»
19_анализ УК, УПК к проекту Сурабалдиевой Э.
Рассматриваемый проект закона был размещен на сайте Жогорку Кенеша 8 сентября 2022 года за номером № 6-17530/22, инициатором законопроекта выступает депутат Жогорку Кенеша Э. Сурабалдиева.
Как известно из справки обоснования, проект закона разработан в целях обеспечения прав на половую неприкосновенность и половую свободу, а также жизни и здоровья от преступных посягательств. А основной задачей законопроекта является усиление профилактики против преступлений, путем:
- ужесточения ответственности;
- создания механизмов защиты от повторных посягательств потерпевших и от преступлений против половой неприкосновенности, направленных против заявителей.
1. Стоит отметить, что одним из основных и важных предложений депутата Э. Сурабалдиевой является внесение изменений в статью 57 Уголовного Кодекса Кыргызской Республики, где разработчики исключают вероятность освобождения от уголовной ответственности, лица совершившего насильственные действия сексуального характера, даже при достижении согласия с потерпевшим.
Аналогичные изменения вносятся в часть 2 статьи 24 Уголовно-Процессуального Кодекса КР, в статьи 505, 507 Уголовно-Процессуального Кодекса КР в целях отказа от поддержания обвинения или к примирению сторон.
На сегодняшний день действующая редакция Уголовного Кодекса Кыргызской Республики позволяет урегулировать данный вопрос если сторона примирилась с потерпевшим и возместила причиненный ущерб. Однако согласно, статья 29 Конституции Кыргызской Республики каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, защиту чести и достоинства. Человеческое достоинство в Кыргызской Республике абсолютно и неприкосновенно. По иному, неприкосновенные права подлежат охране государством и их нарушать нельзя.
Вместе с тем, как нам известно, одной из причин прекращения уголовного судопроизводства является отказ заявителя/жертвы от обвинения, в основном поводом для отзыва заявления от потерпевшей служит психологическое давление со стороны своих родственников или родственников лица, совершившего преступление.
Одновременно, согласно Методологическим основам проведенным Национальным статистическим комитетом КР, большинство уголовных происшествий зачастую не сообщаются в милицию, или жертвы изнасилований зачастую не дожидаются приговора своих обидчиков и отказываются от обвинений. Это связано с тем, что по делам против половой неприкосновенности и половой свободы уголовные дела возбуждаются в частно-публичном порядке, а это значит, что уголовные дела возбуждаются при поступлении заявления со стороны потерпевшего и прекращаются при отказе от поддержания обвинения или при примирении сторон.
2. Также, проектом закона вносятся изменения в часть 6 статьи 82 Уголовного кодекса Кыргызской Республики, где предлагается не применять пробационный надзор к лицам, осужденным за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы.
По действующему Уголовному кодексу КР, лицо совершившее преступление против половой неприкосновенности и половой свободы ребенка, не может получить наказание в виде пробационного надзора. Но если эти же насильственные действия были совершены в отношении лица старше 18 лет, то действующее уголовное законодательство позволяет к обвиняемому в изнасиловании применить пробационный надзор, иными словами, лицо совершившее насильственное действие сексуального характера в отношении лица старше 18 лет, могут отпустить на свободу. Однако не совсем понятно, следуя какой логике была проведена такая градация?
Важно напомнить, что ранее, вплоть до 2021 года пробационный надзор не применялся к лицам, осужденным за такое преступление как изнасилование в независимости от возраста, однако с взятым страной курсом по гуманизации уголовного законодательства, 28 октября 2021 года за № 127 была принята новая редакция Уголовного Кодекса, где есть норма применения пробации для тех, кто совершил такие преступления как изнасилование.
Одновременно, Конвенцией ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин которая была принята 8 декабря 1979 года и к которой Кыргызская Республика присоединилась в 1996 году, отмечено, что Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин предусматривает не только обязанность государств воздерживаться от дискриминации путем недопущения принятия дискриминационных законов или актов государственных чиновников но и принять надлежащие меры для защиты женщин от дискриминации со стороны частных лиц (статья 2).
Как известно, на сегодняшний день преступления против половой неприкосновенности и половой свободы, в большинстве случаев по отношению к женщинам, и действующая норма Уголовного Кодекса КР позволяет применять пробационный надзор лицам совершившим преступление против половой неприкосновенности.
Вместе с тем, насилие в отношении женщин охватывает достаточно большой спектр деяний: от приставаний в повседневной жизни и на работе, кражи невест, унижения достоинства женщины и других различных форм жестокого обращения и сексуальных домогательств.
3. Еще одним новшеством законопроекта выступает 58 статья Уголовного Кодекса, где разработчики предлагают дополнить нормой, что срок давности к преступлениям относящимся к понуждениям к действиям сексуального характера, срок давности применяться не будет.
Действующая редакция Уголовного Кодекса КР позволяет лицу совершившему склонение/понуждение лица к вступлению в половую связь, избежать ответственности в связи с истечением сроков давности преступления.
Вместе с тем, инициаторы настоящего законопроекта не оставили без внимания и статью 156 Уголовного Кодекса КР относительно понуждения лица к половому сношению, мужеложеству, лесбиянству или совершению иных действий сексуального характера путем шантажа и предлагают ужесточение ответственности, путем лишения свободы сроком на пять лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.
По действующему законодательству, если лицо будет понуждать жертву к половому сношению путем шантажа, то оно наказывается лишь лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или исправительными работами на срок от одного года до трех лет, или штрафом от 1000 до 2000 расчетных показателей, или лишением свободы на срок до пяти лет. Как правило на практике, санкция за принуждения к половому сношению применяется в большинстве случаев минимальная.
Одновременно, согласно Отчету об исследовании судебной практики в Кыргызской Республике по преступлениям в отношении женщин и девочек, значительная часть пострадавших не обращаются в органы внутренних дел с заявлением по факту пережитого насилия. Основными причинами бездействия со стороны потерпевших являются:
- чувство стыда и страха об огласке совершенного над ними насилия, боязнь общественного осуждения;
- недостаток знаний о своих правах;
- недоверие к правоохранительной системе, которая по мнению многих опрошенных женщин, не может в полной мере обеспечить защиту их прав.
4. Вместе с тем, предлагаемым законопроектом инициируются изменения в статью 71 Уголовного Кодекса, где повышается сумма материального ущерба и компенсация морального вреда потерпевшему в случае причинения вреда потерпевшему, с пяти тысяч сом до одного миллиона сом.
Хотелось бы напомнить, что возмещение материального ущерба и компенсация морального вреда применяются судом независимо от освобождения лица от уголовной ответственности либо наказания по основаниям, предусмотренным Уголовным Кодексом.
В действующей редакции сумма материального ущерба составляла максимум сто тысяч сом.
5. Проектом закона предлагается внести изменение в статьи 154 и 155 Уголовного Кодекса КР, в части увеличения сроков за изнасилование с лишением свободы сроком – на восемь лет и за изнасилование совершенное группой лиц, совершенное группой лиц по предварительному сговору, соединенное с угрозой насилия, опасного для жизни или здоровья, совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или ее близким – наказывается лишением свободы сроком на одиннадцать лет.
На сегодняшний день, санкция за вышеотмеченные преступления составляет в первом случае – от пяти до восьми лет, а во втором – от восьми до одиннадцати лет.
6. Положительной динамикой для защиты заявителя от третьих лиц выступает предлагаемая норма о принуждении к отказу от поддержания обвинения и/или к примирению сторон выступает новая статья 360-1 Уголовного Кодекса КР.
Теперь в случае принятия предложенного законопроекта, лица принуждающие потерпевшего или его представителя к отказу от поддержания обвинения или к примирению сторон путем шантажа или угрозы применения насилия, опасного для жизни и здоровья и иных преступных деяний в отношении самого потерпевшего или его представителя, будут наказываться исправительными работами на срок от двух месяцев до одного года или штрафом от 200 до 500 расчетных показателей, или лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния связи по тяжким преступлениям будут наказываться лишением свободы сроком на пять лет.
В случае, если принуждение к отказу будет от должностного лица, осуществляющего досудебное производство, или работника органа дознания, то они понесут наказание в виде лишения свободы сроком на пять лет с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
7. Разработчики законопроекта предлагают конкретизировать нормы статьи 76 Уголовно-Процессуального Кодекса КР, когда орган, в производстве которого находится уголовное судопроизводство о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы, преступления против духовно-нравственного здоровья личности, преступления против личной свободы человека, преступления против уклада семейных отношений и интересов детей независимо от итогов проверки сведений об угрозе совершения насилия или иного запрещенного уголовным законом преступного деяния в отношении потерпевшего, свидетеля и других лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, а также их близких родственников, супруга (супруги) обязан принять меры безопасности на основании их письменного заявления не позднее 24 часов с момента его получения.
По действующему Уголовному Кодексу КР, орган в производстве которого находится уголовное дело, обязан принять меры по безопасности подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и других лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве. Однако в действующей редакции не указаны сроки с какого момента должны приниматься меры по обеспечению безопасности лица, участвующего в судопроизводстве.
Зачастую, действия правоохранительных органов, в частности следственных органов, не отличаются оперативностью и безупречностью. В большинстве случаев сотрудники правоохранительных органов нечувствительны в должной мере к заявлению потерпевших от насильственных преступлений, воспринимают их как обычное преступление, также допускают случаи необоснованного отказа от возбуждения уголовного дела, что и приводит к повторным случаям насилия над жертвой преступления.
8. Проектом закона, инициаторы вносят изменения в статью 112 Уголовно-Процессуального Кодекса КР, и предлагают убрать возможность выхода под залог осужденных за преступления против половой неприкосновенности. На сегодняшний день, действующая редакция Уголовно-Процессуального Кодекса КР позволяет применение выхода под залог даже при совершении таких преступлений как, понуждение к действиям сексуального характера и действия сексуального характера с ребенком не достигшим шестнадцатилетнего возраста.
9. Также проектом вносятся изменения в Закон Кыргызской Республики «О защите прав участников уголовного судопроизводства», где законопроектом предлагается в обязательном порядке разъяснять при возбуждении уголовного дела против преступлений половой неприкосновенности и половой свободы о возможности применения мер безопасности, в том числе запрета на приближения.
Вместе с тем, статьей 19 вышеназванного закона предлагается по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы, решение о применении мер безопасности потерпевшего, свидетеля и других лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, а также их близких родственников, супруга (супруги), на основании их письменного заявления, рассмотреть не позднее 24 часов с момента их получения, независимо от итогов проверки сведений об угрозе совершения в отношении них насилия или иного запрещенного уголовным законом деяния связи с производством по этому делу.
На основании вышеизложенного считаем, что законопроект инициируемый депутатом Э.Сурабалдиевой, может дать положительную динамику для улучшения ситуации в стране и станет эффективным в решении актуальных на сегодняшний день вопросов. Так как, затронуты основные и актуальные вопросы по примирению сторон, применение пробационного надзора к преступлениям половой неприкосновенности и выхода под залог осужденного.