5 статей Конституции вступают в силу 1 декабря. Что изменится?
1 декабря 2017 года вступят в силу 5 статей Конституции Кыргызстана, принятые на референдуме 11 декабря 2016 года.
Данные статьи 70, 72, 75, 81 и 87 касаются деятельности Жогорку Кенеша и правительства. *новшества выделены жирным
СТАТЬЯ 70
1. Жогорку Кенеш — парламент Кыргызской Республики — является высшим представительным органом, осуществляющим законодательную власть и контрольные функции в пределах своих полномочий.
2. Жогорку Кенеш состоит из 120 депутатов, избираемых сроком на 5 лет по пропорциональной системе.
По результатам выборов политической партии может быть предоставлено не более 65 депутатских мандатов в парламенте.
Депутатом Жогорку Кенеша может быть избран гражданин Кыргызской Республики, достигший на день выборов 21 года, обладающий избирательным правом.
Порядок избрания депутатов Жогорку Кенеша, включая избирательный порог для прохождения в парламент, определяется конституционным законом.
3. Депутаты Жогорку Кенеша объединяются во фракции.
Парламентским большинством считается фракция или коалиция фракций, официально объявившая о создании коалиции фракций в Жогорку Кенеше, имеющая более половины депутатских мандатов.
Парламентской оппозицией считаются фракция или фракции, не входящие в состав парламентского большинства и объявившие о своей оппозиции по отношению к нему.
Решение о выходе из коалиции фракций парламентского большинства принимается фракцией не менее чем 2/3 от общего числа депутатов фракции. Решение фракции оформляется ее постановлением и подписывается каждым членом фракции, проголосовавшим за выход.
СТАТЬЯ 72
1. Депутат Жогорку Кенеша не может подвергаться преследованиям за высказываемые им в связи с депутатской деятельностью суждения или за результаты голосования в Жогорку Кенеше. Привлечение депутата к уголовной ответственности допускается с согласия большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, за исключением случаев совершения особо тяжких преступлений.
2. За исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, депутат Жогорку Кенеша не может совмещать депутатскую деятельность с иной государственной или муниципальной службой, не может осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.
Депутат Жогорку Кенеша может заниматься научной, педагогической и иной творческой деятельностью.
3. Депутат Жогорку Кенеша может быть назначен на должность премьер-министра или первого вице-премьер-министра с сохранением депутатского мандата и права голосования на пленарных заседаниях Жогорку Кенеша. Порядок и условия реализации и ограничений других полномочий депутата, назначенного на должность премьер-министра или первого вице-премьер-министра, определяются законами.
Отставка, освобождение от должности и прекращение исполнения обязанностей премьер-министра или первого вице-премьер-министра депутатом Жогорку Кенеша влечет восстановление его депутатских полномочий в полном объеме.
СТАТЬЯ 75
1. Жогорку Кенеш избирает из своего состава спикера и его заместителей.
Вице-спикеры парламента избираются в количестве и порядке, обеспечивающем их избрание из числа депутатов, входящих в состав парламентской оппозиции.
2. Спикер Жогорку Кенеша:
1) ведет заседания Жогорку Кенеша;
2) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов к рассмотрению на заседаниях Жогорку Кенеша;
3) подписывает акты, принятые Жогорку Кенешем;
4) представляет Жогорку Кенеш в Кыргызской Республике и за ее пределами, обеспечивает взаимодействие Жогорку Кенеша с президентом, правительством, органами судебной власти и местного самоуправления;
5) осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью аппарата Жогорку Кенеша;
6) осуществляет иные полномочия по организации деятельности Жогорку Кенеша, возложенные на него Регламентом Жогорку Кенеша.
3. Спикер Жогорку Кенеша избирается тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.
Спикер подотчетен Жогорку Кенешу и может быть отозван по решению Жогорку Кенеша, принятому большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.
Утрата коалицией фракций статуса парламентского большинства влечет за собой необходимость подтверждения полномочий спикера Жогорку Кенеша большинством голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.
СТАТЬЯ 81
1. Принятый Жогорку Кенешем закон в течение 14 дней направляется президенту для подписания.
2. Президент не позднее одного месяца со дня получения закона подписывает или возвращает его со своими возражениями в Жогорку Кенеш для повторного рассмотрения. Законы о республиканском бюджете, налогах подлежат обязательному подписанию, за исключением случаев обращения премьер-министра о возвращении таких законов без подписания.
3. Если при повторном рассмотрении конституционный закон или закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, такой закон подлежит подписанию президентом в течение 14 дней со дня поступления. В случае неподписания в установленный срок конституционного закона или закона, одобренного в ранее принятой редакции, такой закон подписывает спикер Жогорку Кенеша не позднее 10 дней и подлежит опубликованию.
СТАТЬЯ 85
1. Правительство в своей деятельности подотчетно Жогорку Кенешу и ответственно перед ним в пределах, предусмотренных настоящей Конституцией.
2. Премьер-министр ежегодно представляет в Жогорку Кенеш отчет о работе правительства.
3. Жогорку Кенеш по инициативе 1/3 от общего числа депутатов Жогорку Кенеша может рассмотреть вопрос о выражении недоверия правительству.
4. Постановление о выражении недоверия правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.
5. Вопрос о недоверии правительству не может рассматриваться Жогорку Кенешем за 6 месяцев до очередных выборов президента.
6. После выражения недоверия правительству президент вправе принять решение об отставке правительства либо не согласиться с решением Жогорку Кенеша.
7. В случае если Жогорку Кенеш в течение 3 месяцев повторно примет решение о выражении недоверия правительству, президент отправляет правительство в отставку.
Заведующий отделом правового обеспечения Аппарата президента Анарбек Исмаилов, который был одним из разработчиков поправок, в комментарии АКИpress сообщил, что данные статьи, по его мнению, кардинально меняют политико-правовое поле.
«Нормы права создают определенный тренд, а как политика будет проявляться, следует предположить так: надеюсь, всеобщими усилиями — парламентом, фракциями и правительством — будет создан более тесный и прозрачный механизм взаимодействия между этими политическими институтами. В чем он будет заключаться? Очевидно, что создана достаточно сильная база для того, чтобы переформатировать правительство, особенно его ядро — премьер-министр и первый вице-премьер. Следует ожидать, что правительство будет разбавлено депутатами, как минимум, на уровне первого вице-премьера. Возрастет ли аппетит парламента в отношении должности премьера, я не знаю, не хотелось бы сейчас: новое правительство еще не развернулось. Даже с учетом того, что 1 декабря вступят в силу нормы, они передвижки и сделали.
Я ожидаю очень большого укрепления статуса правительства: во-первых, самостоятельность возрастет, потому что устойчивость коалиции, которая по идее должна возникнуть с изменением статьи 70, повысит устойчивость правительства. Во-вторых, если правительство разбавится еще и депутатами, то у него возрастет уверенность и, соответственно, горизонт планирования увеличится, амбициозные программы тоже должны возрасти и возможность реально их реализовывать. Многие программы, даже очень хорошие, раньше страдали незаконченностью реализации. Правительство часто менялось, соответственно, его планы полностью не реализовались из-за смены коня на переправе.
К тому же у правительства появляется возможность маневрирования ресурсами, в частности, используя право обратиться к президенту с просьбой накладывать вето на «популистские» законы», – сказал эксперт.
Относительно механизмов реализации данной статьи А.Исмаилов сообщил, что премьер или вице-премьер — депутат, находясь на заседании парламента, является докладчиком, но при принятии решения перебирается на свое место в зале и голосует.
«Норма в 75 статью призвана сделать спикера не простым наблюдателем. Раньше распад коалиции не сказывался на его судьбе. Сейчас коалиция привязана к судьбе спикера, что понуждает его участвовать в работе коалиции путем ее сохранения. То есть он, если привести идиому, должен «молодых», временно брачующиеся фракции привести к компромиссу», – добавил юрист.
В свою очередь председатель Комитета ЖК по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту Канат Керезбеков (СДПК) считает, что связь между парламентом и правительством при вступлении 5 статей Конституции еще больше усилится, это будет направлено на возрастание эффективности работы.
Также своим мнением поделился лидер фракции «Ата Мекен» Алмамбет Шыкмаматов.
«При вступлении в силу статьи 72, премьер-министр и первый вице-премьер могут быть назначены из депутатского корпуса с сохранением своего мандата. Эта норма, как показывает практика европейских стран с парламентской формой правления, может построить стабильное взаимоотношение между парламентом и правительством, поскольку премьер будет выдвигаться коалицией большинства и не будет больших противоречий.
Кроме того, спикер Жогорку Кенеша может оставить свой пост при развале коалиции. Данная норма обеспечивает стабильность: спикер не заинтересован в развале коалиции и отставке правительства.
Также при развале коалиции 2/3 депутатов альянса должны подписать решение, а подписи отзыву не подлежат. Это исключает политические спекуляции и интриги.
Данная модель не ноу-хау. Опыт взят из устойчивых парламентских систем. Будем надеется, что парламент и правительство будут устойчивы.
Первой ласточкой для апробирования данного эксперимента идет Аскарбек Шадиев», – сказал депутат.
По словам А.Шыкмаматова, относительно оппозиции есть недоработки. «Исключили из состава Совета безопасности представителей оппозиции с наименьшей численностью. То есть будет только одна оппозиционная фракция с наибольшим составом. На сегодня это «Республика — Ата-Журт». Такой подход в принципе неправильный. Это не демократично и не прозрачно. Совет безопасности должен быть политической дискуссионной площадкой, где все актуальные и наболевшие вопросы государственного значения должны быть поставлены ребром, а не «одобрямс группой». Его работа должна быть прозрачной и подконтрольной обществу», – отметил парламентарий.
http://kg.akipress.org/news:1418442?from=portal&place=last