Рус Кырг Eng

ОФ “Гражданская платформа” подготовила анализ изменений в УК КР и УПК КР

ОФ “Гражданская платформа” подготовила анализ изменений в УК КР и УПК КР

Анализ к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Уголовный кодекс Кыргызской Республики, Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики)»

18_Анализ УК и УПК КР

 

За последние годы в Кыргызстане происходит много случаев насилия над детьми, как физического, так и сексуального характера. В интернет пространстве, а также в обществе все больше поднимается вопрос о повышении ответственности лиц, совершивших преступление сексуального характера в отношении детей, не достигших 18 лет. Большой резонанс в обществе вызвал вопрос насилия в отношении малолетних детей.

Мнение граждан разделились, кто-то считает, что необходимо ужесточать ответственность за педофилию путем введения смертной казни, а другая часть граждан отмечает что предлагаемая норма противоречит международным нормам, а также Конституции Кыргызской Республики где установлено, что посягательство на жизнь и здоровье человека недопустимо. Вместе с тем, согласно основному закону страны никто не может быть произвольно лишен жизни.

После чего, 8 сентября 2022 года на сайте Жогорку Кенеша за № 6-17475/22 был размещен проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Уголовный кодекс Кыргызской Республики, Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики, Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики)», инициатором законопроекта является депутат Улан Бакасов.

Инициатор вышеотмеченного законопроекта предлагает сразу несколько инициатив.

Первой инициативой предлагается ужесточить наказание за вышеуказанное деяние, увеличив срок до двадцати лет или пожизненным лишением свободы в отношении ребенка не достигшего возраста четырнадцати лет. Предлагаемая норма об увеличении сроков ответственности вполне реализуемая и эффективная мера, применяемая в большинстве стран мира.

Согласно действующему Уголовному Кодексу Кыргызской Республики части 4 статьи 154 за изнасилование, совершенное в отношении ребенка, не достигшего возраста четырнадцати лет предусматривается пятнадцатилетний срок лишения свободы или пожизненное лишение свободы. Данный вид преступления по характеру и степени общественной опасности относится к особо тяжким преступлениям, за которое устанавливается наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или пожизненное лишение свободы.

Второй инициативой депутата является ужесточение ответственности за педофилию путем применения хирургической кастрации для лиц, совершивших преступления против половой неприкосновенности малолетних и несовершеннолетних лиц. Данная норма вносится в статью 116 Уголовного Кодекса КР.

Важно отметить, что и действующим Уголовным кодексом применима ответственность за преступление, совершенное в отношении лиц, не достигших 14 лет в ввиде пятнадцатилетнего срока лишения свободы или пожизненного лишения свободы. Как нам всем известно, настоящая норма, применима лишь теоретически, так как, на практике лишь малая часть жертв обращается в правоохранительные органы за защитой. Также, не мало случаев, когда дело не доходит до суда, а прекращается еще в досудебном разбирательстве. Все эти факты говорят об отсутствии доверия к правоохранительным и судебным органам. Немаловажным остается факт угроз жертве насилия со стороны родственников обвиняемого. К жертве преступления может оказываться психологическое, физическое давление со стороны близких, в целях отказа от своих претензий или пойти на мировое соглашение путем примирения сторон.

Вместе с тем, в Статье 7 Международного пакта о гражданских и политических правах установлена норма о недопустимости пыток, жестокого бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, а также запрещено проведение медицинских или научных опытов без согласия лица.

Согласно законопроекту, хирургическая кастрация будет осуществляться путем хирургического вмешательства с удалением репродуктивного органа. Проводится хирургическая кастрация будет в медицинских учреждениях органов уголовно-исполнительной системы и (или) органов здравоохранения.

Принудительные меры медицинского характера будут назначаться судом, лицам, совершившим тяжкие и особо тяжкие преступления, такие какие как:

  • Изнасилование группой лиц, совершенное группой лиц по предварительному сговору, соединенное с угрозой насилия, опасного для жизни или здоровья; совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или ее близким; совершенное в отношении ребенка в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.
  • Деяния, совершенные в отношении ребенка, не достигшего возраста четырнадцати лет, а также действия, указанные в статьях 155, 156, 157 статей особенной части Уголовного Кодекса.

Инициированным законопроектом предлагается, что вышеуказанным лицам, совершившим изнасилование, принудительные меры медицинского характера в ввиде принудительного лечения (хирургической кастрации) будут назначаться после получения комиссионного экспертного заключения об отсутствии возникновения вреда для физического здоровья или психического состояния. После экспертная комиссия направляет свое заключение для рассмотрения в суд.

Вместе с тем, предлагаемым законопроектом инициируются дополнения в статью 369 Уголовного Кодекса КР, при котором к лицам страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией) принудительные меры медицинского характера будут применяться после отбытия наказания.

Из данного контекста получается, что лицу, совершившему деяние/изнасилование будет применяться принудительная хирургическая кастрация и лишение свободы. Однако такая норма противоречит нормам международного права и уголовного права, так, согласно принципу справедливости, никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

Одновременно статьей 4 Протокола № 7 Принципа Конвенции о защите прав человека и основных свобод, отмечен принцип прав человека и уголовного права, согласно которому не должно быть двух взысканий за одну провинность, (формула римского права Non bis in idem (никто не должен дважды нести наказание за одно преступление). Использование этого принципа запрета, вытекает из принципов состязательности и равенства сторон в уголовном судопроизводстве.

 

Уголовно процессуальный кодекс:

Проектом закона предлагается дополнить статью 178 Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики. Где назначение и производство судебной экспертизы будет обязательным, если необходимо будет установить основания назначения экспертизы психическое состояние подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления против половой неприкосновенности ребенка не достигшего возраста восемнадцати лет, для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии).

Важно отметить, что в законодательстве Кыргызской Республики отсутствует понятие педофилия. И поэтому введение такого понятия в Уголовный Кодекс и его применение не допустимо.

Дополнительно подчеркиваем, что в современной юриспруденции термин «педофилия» не употребляется. А преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних лиц (детей, подростков), не достигших возраста сексуального согласия, причём сексуальные предпочтения, сексуальная ориентация обвиняемого в таких преступлениях рассматривается как одна из множества подробностей дела.

Более того в источниках по терминологии «педофилия» не является синонимом сексуального насилия над детьми: далеко не все больные педофилией (педофилы) склонны к совершению сексуальных преступлений против детей, и вместе с тем не всякий преступник, совершивший сексуальное насилие над ребёнком, болен педофилией. К тому же существует Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем Всемирной организации здравоохранения, используемой в странах-членах ВОЗ, в том числе и Кыргызской Республикой по которому для постановки диагноза «педофилия» должны быть соблюдены определенные условия.

В связи с этим, считаем, что введение такого понятия как «педофилия» и использование ее в качестве ответственности за преступление крайне невозможна. Учитывая множество случаев судебных ошибок, когда осужденные за преступления, невиновные люди могут понести ответственность, к тому же предлагаемый вид ответственности имеет необратимые последствия.

Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики:

Рассматриваемым проектом закона, предлагается дополнить 153 статью мерами медицинского характера, нормой предусматривающей, что осужденному за совершение преступления против половой неприкосновенности ребенка не достигшего возраста восемнадцати лет, отбывающему наказание в виде лишения свободы, учреждение, исполняющее наказание, не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока отбывания наказания обязано провести освидетельствование комиссией врачей-психиатров учреждений психиатрического профиля для решения вопроса о наличии или об отсутствии у него расстройства сексуального предпочтения (педофилии) и определения мер медицинского характера, направленных на предупреждение совершения им новых аналогичных преступлений.

Инициируемая норма, относительно психиатрического решения о наличии расстройства сексуального предпочтения/педофилии и в целом ее принятие противоречит Конституции КР, а именно статье 56 где четко указано, что государство обеспечивает права и свободы граждан в порядке, закрепленном Конституцией и законами, и что никто не может подвергаться пыткам и другим бесчеловечным, жестоким или унижающим достоинство видам обращения или наказания.

Вместе с тем, Конституцией запрещаются медицинские, биологические, психологические опыты над людьми без их добровольного согласия, выраженного и удостоверенного надлежащим образом.

Дополнительно, важно отметить что наша страна считается правовым, государством, основанной на свободе экономической, политической, социальной, физической и духовной личности. К тому же, инициируемый законопроект ущемляет основополагающие личные права и свободы человека и гражданина.

Одновременно, отмечаем, что Комитетом Совета Европы против насилия неоднократно было заявлено о недопустимости хирургической кастрации ввиду унизительности этой процедуры для человеческого достоинства. «Хирургическая кастрация имеет серьёзнейшие физические, а главное, психологические последствия, а потому не может быть использована».

Инициаторы законопроекта приводят в качестве примера Чехию – единственная европейская страна, в которой практикуется данная мера. Закон был принят в 1966 году. По официальным данным, с 2000 по 2011 год в Чешской Республике хирургическую кастрацию прошли 88 человек. Однако важно напомнить, что хирургическая кастрация в Чехии производится на добровольной основе. К тому же свою эффективность применения данный метод так и не показал.