Рус Кырг Eng

Анализ временного ограничения на проведение мирных собраний

Анализ временного ограничения на проведение мирных собраний

7_Анализ временного ограничения на проведение мирных собраний

 

Анализ временного ограничения на проведение мирных собраний

 

15 апреля 2022 году на сайте мэрии города Бишкек, появилась информация, относительно запрета на проведение и ограничение мест мирных собраний и митингов, проводимых возле зданий Жогорку Кенеша КР, Посольства РФ, на площади «Ала-Тоо», Администрации Президента КР, ГКНБ КР.

Результатом этого послужило обращение акимиата Первомайского района в районный суд Первомайского района, с заявлением о временном ограничении мест проведения митингов. Как следует из информации с сайта, вышеуказанные заявители руководствуются законом КР «О мирных собраниях» и преследуют цель предупреждения и пресечения возможных массовых беспорядков.

После чего Первомайский суд запретил проводить мирные собрания и митинги в данном районе, в том числе возле зданий Жогорку Кенеша, Посольства России, администрации президента и ГКНБ КР, а также на площади «Ала-Тоо». Местом для проведения собраний и митингов остается сквер имени Максима Горького. Эти ограничения вступили в силу с 13 апреля и будут действовать по 1 сентября.

Вернемся к предыстории. Первые ограничения уже действовали на территории Первомайского района с 11 марта – 11 апреля 2022 года. Когда Первомайский районный суд установил законность решения РОВД о запрете проведения акций и митингов на определенных площадках города Бишкек.

Второе решение власти вступило в силу с 1 апреля по 1 июля 2022 года. Во втором принятом решении суда запрещается проводить все виды акций, мирных собраний и митингов по вопросу российско-украинского конфликта, во всех четырех районах города, а районные суды в свою очередь признали его законным. Однако существуют исключения, которые составляют государственные и муниципальные официальные мероприятия, проводимые на площади «Ала-Тоо». Отмечается, что местом для проведения акций и митингов определен сквер имени Максима Горького.

Теперь, для всестороннего рассмотрения вопроса проведения мирных собраний, рассмотрим основополагающие международные нормы в этой сфере.

Итак, Кыргызская Республика присоединилась к Международному пакту о гражданских и политических правах 12 января 1994 года №14-XII, где статьей 27 настоящего пакта, установлено право на мирные собрания.  Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Одновременно, статьей 19 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года указано, что каждый человек имеет право на свободу убеждений и на их свободное выражение, это право включает в свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. Этой же декларацией статьей 20 отмечено, что каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

Тем самым, право на проведение мирных собраний является фундаментальным правом человека и означает свободу проводить митинги, акции и другие виды собраний публично на всей территории страны. В свою очередь государство, берет обязательство по обеспечению каждому человеку   реализации данного права, без какого-либо специального разрешения со стороны властей.

Вернемся к применяемым ограничениям со стороны Первомайского районного суда. На самом деле, такое ограничение полностью противоречит не только международному праву, но и внутреннему законодательству Кыргызстана. Согласно статьи 39 Конституции Кыргызской Республики каждый имеет право на свободу мирных собраний, а организация и порядок проведения мирных собраний определяются Законом Кыргызской Республики «О мирных собраниях» от 23 мая 2012 года № 64, где частью второй статьи 2 прямо указано, что вводимое ограничение пользования правом на свободу мирных собраний должно быть соразмерно указанным целям, согласно  «Руководящим принципам свободы мирных собраний», а именно IV принципу – соразмерности, который означает что любые ограничения в отношении свободы собраний должны быть соразмерными законным целям, ради которых они вводятся.

Однако, в ограничениях, которые применяет суд нигде не указано о соразмерности, то есть следуя логике, где есть цель – общественная безопасность, должен быть и критерий принципа справедливости, который существует в гражданском праве.

При этом, преследуя законные цели, власти, должны отдавать предпочтение мерам, предусматривающим наименьший уровень вмешательства в ход проведения собрания. Это означает, что предусмотренные законом ограничения не должны применяться автоматически, а лишь с учётом конкретной ситуации в каждом конкретном случае. Принудительное прекращение собраний должно применяться исключительно как крайняя мера при невозможности реализовать законные цели иными способами. Указанный документ разработан Советом экспертов по вопросам свободы мирных собраний Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ при консультативной поддержке Европейской комиссии за демократию через право Совета Европы в 2007 году.

Как уже видно из практики, государственная власть не только вмешивается в ход проведения мирного митинга, а прямым образом запрещает его проведение, и допускает только одно место для его проведения, что противоречит не только внутреннему законодательству, но и международным нормам в целом.

Законодательством Кыргызской Республики предусмотрен запрет мирного собрания, запрет может быть только при наличии оснований, часть 1 статьи 14 закона КР «О мирных собраниях».

Давайте, рассмотрим подробно основания для запрета. Во-первых, когда есть реальная угроза безопасности участников собрания и других граждан (статья 15). Во-вторых, когда собрание преследует такие цели как:

1) пропаганда войны;

2) подстрекательство к дискриминации, вражде, насилию;

3) призывы к нарушению национальной безопасности, общественного порядка, прав и свобод других лиц;

4) проведение контрсобрания с целью срыва другого мирного собрания.

Исходя из вышеизложенного, вполне ясно, что участники мирного митинга ничего из вышеперечисленного не преследовали, а лишь пользовались своим правом на свободное выражение убеждений.

Так на каком же основании бишкекчанам теперь нельзя выходить на митинги? Обоснование запрета достаточно неоднозначное: «в целях предупреждения и пресечения возможных массовых беспорядков». Но ведь такие риски важно еще обосновать и доказать.

Иными словами, чтобы допустить ограничение свободы мирных собраний, крайне важно чтобы сфера применения ограничения не была истолкована таким образом, который ставит под угрозу сущность права на мирные собрания в целом. А толкование любых ограничений должно быть максимально конкретным, и любые сомнения должны решаться в пользу защиты рассматриваемых прав.

Основываясь на вышеизложенном, крайне важно отметить, что ссылаться на «предотвращение общественного правопорядка», как на причину введения ограничений с целью предотвращения исключительно местных или относительно изолированных угроз для правопорядка не применима. К тому же необходимость обеспечения общественной безопасности может оправдывать ограничения, предусматриваемые законом, но ее нельзя использовать для введения общих или произвольных ограничений.