Рус Кырг Eng

Анализ: до какого часа можно гулять несовершеннолетним?

Анализ: до какого часа можно гулять несовершеннолетним?

Анализ к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (в Закон Кыргызской Республики «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Кыргызской Республике», Закон Кыргызской Республики «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления»)

25_«О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Кыргызской Республике

На общественное обсуждение с 4 ноября 2022 года был вынесен проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (в Закон Кыргызской Республики «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Кыргызской Республике», Закон Кыргызской Республики «О местной государственной администрации и органах местного самоуправления»). Инициатором проекта закона выступает депутат Жогорку Кенеша Исатбек кызы Аида.

Предложенным проектом закона предусмотрено внесение изменений в три статьи закона Кыргызской Республики «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию в Кыргызской Республике». Один из которых имеет редакционный характер, а последующие два изменения вызывают опасение, к основополагающему праву ребенка – праву на защиту. Настоящим анализом,  рассмотрим соответствие проект закона внутреннему законодательству Кыргызской Республики и международным нормам ратифицированным нашей страной относительно прав детей, родителей и их опекунов.

Итак, инициируемым законопроектом вводится новая норма, когда несовершеннолетним детям/ребенку запрещается находиться в общественных местах в промежутке времени в летний период с 1 июня по 31 августа – с 23.00 часов до 06.00 часов, в остальное время года – с 22.00 часов до 06.00 часов. В случае если выявят ребенка находящегося в общественных местах в запрещенное для детей время, то уполномоченный орган по защите детей вправе инициировать вопрос о лишении или ограничении   родительских прав или отстранении от выполнения обязанностей опекуна/приемного родителя. Другими словами, если 16-17 летнего ребенка выявят в продуктовом магазине или же в аптечном пункте, то ребенку грозит нахождение в специализированном детском учреждении, а его родителей лишат родительских прав. Насколько применяемая санкция соразмерна к предложенной норме остается под большим вопросом. К тому же необходимо отметить о международном принципе соразмерности и пропорциональности права, когда под принципом соразмерности подразумевается необходимость разработчику или инициатору оценить ситуацию перед тем как решить, законным ли будет предложенное действие или нет.

 

  1. Конституция КР:

В соответствии со статьей 20 Конституции КР, семья – основа общества. Семья, отцовство, материнство и детство находятся под охраной общества и государства.

 Дети – важнейшая ценность Кыргызской Республики. Государство создает условия, способствующие разностороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, их гражданско-патриотическому воспитанию.

 

  1. Семейный кодекс КР:

Согласно статье 1 вышеотмеченного Кодекса – семья, отцовство, материнство, детство – предмет заботы всего общества и преимущественной охраны законом.

В соответствии со статьей 59 каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, знать обоих своих родителей и право на их заботу, на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка.

Вместе с тем ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Согласно, данным Национального статистического комитета в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот в 2020 году находилось около 13 000 тыс. сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и находящиеся на воспитании государственных учреждениях и в семьях.[1]

А согласно данным Министерства Министерство труда и социального развития Кыргызской Республики детских учреждений интернатного типа всех форм собственности в Кыргызской Республике насчитывается около 130 учреждений.[2]

К тому же, согласно статье 74 Семейного кодекса КР, к основаниям для лишения родительских прав нахождение ребенка в неположенное время и место не обозначено, а отмечено лишь  если  родители или опекуны допускают бродяжничество своих несовершеннолетних детей.

Однако понятие бродяжничество семейный кодекс также не раскрывает, но если заглянуть в словарь,  то под бродяжничеством понимается — состояние человека, живущего в материальной бедности, скитающегося с места на место, не имеющего жилья, постоянной работы или другого законного источника дохода (средств к существованию). Как видно из описанного понятия, ребенок который оказался в общественном месте в не положенное время не подпадает под понятие бродяжника, соответственно и лишать родительских прав на этом основании необоснованно.

 

  1. Кодекс о детях КР:

В соответствии со статей 5 отмечено, что государством обеспечивается  государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания ребенка, защиты его прав и интересов, подготовки его к полноценной жизни в обществе.

Также согласно статье 7 настоящего Кодекса каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Воспитание в семье признается приоритетным и соответствующим интересам ребенка и может быть прекращено только по основаниям, предусмотренным законодательством Кыргызской Республики. Поэтому предложенная норма, о лишении родительских прав является не целесообразной по отношению к ребенку.

Международное законодательство:

На основании статьи 6 Конституции Кыргызской Республики, отмечаем, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры, вступившие в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики.

  1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, к которой Кыргызская Республика присоединилась постановлением Жогорку Кенеша КР от 12 января 1994 года № 1402-XII, в преамбуле отмечено:

·         что ребенку для полного  и  гармоничного  развития  его личности  необходимо  расти в семейном окружении,  в атмосфере счастья, любви и понимания, считая, что  ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов,  провозглашенных  в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности.·         статья 9 Конвенции говорит, что государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию,  за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка. Такое определение может оказаться необходимым в том или ином конкретном случае,  например,  когда  родители жестоко обращаются с ребенком или не заботятся о нем или когда родители проживают раздельно и необходимо  принять  решение  относительно  места проживания ребенка.·         статья 16 Конвенции отмечает, что ни один ребенок не может быть объектом произвольного или  незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь,  неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию.                              2.  В Международном пакте о гражданских и политических правах. ·         в соответствии со статьей 23 вышеотмеченного пакта, семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.·         согласно статье 24 каждый ребенок без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного положения или рождения имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего, со стороны его семьи, общества и государства.               3.  Международный пакт об экономических, социальных и культурных [3]правах, к которой Кыргызская Республика присоединилась постановлением           Жогорку Кенеша КР от 12 января 1994 года № 1406-XII отмечает, что согласно статье 10   настоящего пакта участвующие  в настоящем Пакте государства признают что, семье,  являющейся естественной и  основной  ячейкой  общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь,  в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота  о несамостоятельных детях и их воспитании.                 На основании вышеизложенного, а также с учетом норм международного права, считаем, что государству необходимо всеми законными способами оказывать помощь и поддержку каждому человеку, а также семье для того, чтобы каждый ребенок рос и воспитывался в своей семье. Предложенная инициатива относительно выявления ребенка в неположенное время, даже если повторно, не может являться основанием для лишения родительских прав. Кроме того, такую меру нельзя считать соразмерной санкцией, в связи с этим считаем не целесообразным принятие настоящего законопроекта.

[1] http://www.stat.kg/ru/news/den-zashity-detej-cifry-i-fakty-na-nachalo-2021-goda-v-respublike-prozhivalo-25-mln-detej/

 

[2] https://child.mlsp.gov.kg/shelters.php

 

[3] http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/17580?cl=ru-ru