Рус Кырг Eng

Заявление независимых наблюдателей ОФ «Гражданская платформа» в связи с принятием Жогорку Кенешем Кыргызской Республики во втором чтении изменений в избирательное законодательство.

Заявление независимых наблюдателей  ОФ «Гражданская платформа»  в связи с принятием Жогорку Кенешем Кыргызской Республики во втором чтении изменений в избирательное законодательство.

Порочная практика изменений избирательного законодательства накануне выборов все чаще становится игрой политиков Кыргызстана.

 17 мая текущего года Жогорку Кенеш Кыргызской Республики во втором чтении с грубейшими нарушениями законодательства Кыргызской Республики принял проект конституционного закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», инициированный группой депутатов Жогорку Кенеша во главе с депутатом Д.Бекешевым.

ОФ «Гражданская платформа» обращает внимание на то, что законопроект разработан в рамках работы Рабочей группы по совершенствованию избирательной системы Кыргызской Республики, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики «О мерах по совершенствованию избирательной системы Кыргызской Республики» от 22 мая 2013 года №109, обновленный состав которой утвержден Указом Президента от 11 декабря 2015 года.

В состав рабочей группы вошли депутаты Жогорку Кенеша, руководство и представители Аппарата Президента, представитель Аппарата Правительства, председатель и члены Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, судья Верховного суда, представитель Генеральной прокуратуры, руководители и представители органов исполнительной власти, представители политических партий и некоммерческих организаций.

В рамках реализации упомянутого Указа Президента рабочей группой на основе широкого обсуждения со всеми заинтересованными государственными органами, политическими партиями и организациями гражданского общества Национальным советом по устойчивому развитию одобрен вышеназванный проект закона, который содержал концепцию из 14 пунктов, и инициирован депутатами Жогорку Кенеша, членами рабочей группы.

Однако, парламент Кыргызстана в режиме второго чтения внес существенные изменения. При этом, анализ показал, что из 31 предложений 11 выходят за рамки концепции проекта закона, принятого в первом чтении.

Тем самым парламентом допущено грубое нарушение статей 52 и 56 Закона Кыргызской Республики «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики».

В связи с чем, ОФ «Гражданская платформа» призывает членов парламента Кыргызстана обратить внимание на следующие положения проекта закона, которые носят серьезную угрозу для гражданского общества Кыргызстана и несовместимы с национальными и международными стандартами в области прав человека.

1) Так, согласно предложениям депутатов Жогорку Кенеша А.Назарова (фракция «Кыргызстан»), К.Баймуратова (фракция «Республика — Ата Журт») и М.Айнакулова (фракция СДПК) статус наблюдателей, направляемые в соответствующие избирательные комиссии неправительственными организациями, политическими партиями и кандидатами предлагается разделить на наблюдателей от политической партии, кандидата и на общественных наблюдателей от неправительственных организаций.

При этом, существенно разнятся их права. Законодатель предлагает ограничить права общественных наблюдателей от НПО, начиная от введения аккредитации его в избирательных комиссиях, ограничение права свободно передвигаться и присутствовать на любых избирательных участках и в избирательных комиссиях, заканчивая самым грубейшим нарушением — исключение прав обжаловать решения и действия (бездействие) избирательного органа, членов избирательного органа в непосредственно вышестоящий избирательный орган или в суд.

Данное положение нарушает часть 3 статьи 14 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, ратифицированного Законом Кыргызской Республики от 1 августа 2003 года №185, которое в силу части 3 статьи 6 Конституции Кыргызской Республики является общепризнанным принципом и нормой международного права, и составной частью правовой системы Кыргызской Республики.

 

2) согласно предложению депутата М.Жеенчороева (фракция «Республика — Ата Журт») предлагается внести изменения в статью 54 конституционного Закона, регулирующий порядок формирования избирательного фонда кандидата на должность Президента Кыргызстана увеличивающие размеры денежных средств, поступающие в избирательный фонд. При этом исключается предельная сумма расходов.

В этой связи, ОФ «Гражданская платформа» отмечает, что положение о значительном увеличении суммы избирательных фондов, формирующихся за счет собственных средств кандидатов, а также средств, выделяемых кандидату политическими партиями, добровольных пожертвований физическими и юридическими лицами, является не соразмерной дискриминационной нормой по признаку имущественного положения.

Кроме этого, обращаем внимание, что предложение об исключении предельной суммы расходов кандидата за счет средств избирательного фонда послужить поводом для формирования в обществе негативного мнения о законности происхождения источников доходов кандидатов, политических партий и других физических и юридических лиц, добровольно внесших свой вклад в финансирование выборов Президента Кыргызской Республики.

 

3) согласно предложению депутата М.Жеенчороева (фракция «Республика — Ата Журт») предлагается увеличить избирательный порог прохождения политических партий с 7 % на 9 %.

В этой связи, ОФ «Гражданская платформа» отмечает, что увеличение избирательного порога будет препятствовать приходу в парламент молодых политических партий, тем самым затруднит выход на политическую арену новых политических сил.

При этом, увеличение избирательного порога возможно закрепит политическую монополию крупных партий, вследствие чего может быть узурпирована власть в государстве, а также приведет к устранению с политической арены ослабевших политических партий.

 

4) Также необходимо обратить внимание на то, что в пакете с вышеназванным проектом закона был внесен на рассмотрение проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики по вопросам избирательного процесса», согласно которой в УПК предлагалось внести изменения, направленные на ужесточение ответственности за подкуп голосов избирателей, путем перевода статьи 140 (Подкуп голосов избирателей) УК из дел частного обвинения в категорию дел частно-публичного обвинения.

Однако, парламент в окончательной редакции проекта закона, принятого 11 января 2017 года, вовсе исключил статью 1, которым предлагалось внести изменения в УПК, тем самым оставил не решенным вопрос подкупа голосов избирателей.

 

На основании изложенного, ОФ «Гражданская платформа» призывает депутатов Жогорку Кенеша исключить из законопроекта нормы, регулирующие деятельность НПО, как не соответствующие Конституции Кыргызстана, а также международным обязательствам страны в области прав человека, и обеспечить проведение наблюдения за выборами неправительственными организациями без неоправданных препятствий.

При этом, призываем консультироваться и тесно сотрудничать с гражданским обществом по любым действиям, нацеленным на внесение изменения в законодательство, затрагивающее НПО, и соблюдать общепризнанные международные принципы и рекомендации международных органов в этой области.

 

С уважением,

ОФ «Гражданская Платформа»

 

Ссылка на видео:

https://platforma.kg/?p=6011

http://Заявление по изменениям в избиартельное законодательство