Рус Кырг Eng

Анализ изменений в избирательное законодательство КР

Анализ изменений в избирательное законодательство КР

Согласно Конституции Кыргызской Республики в 2017 году истекает срок полномочий действующего Президента Кыргызской Республики А. Ш. Атамбаева избранного сроком на 6 лет 30 ноября 2011 года.

Назначение даты выборов

Согласно законодательства Кыргызской Республики 14 июня 2017 года Жогорку Кенешем Кыргызской Республики принял постановление № 1681-VI о назначении даты выборов Президента Кыргызской Республики, согласно которому выборы назначены на 15 октября 2017г. Ранее в Жогорку Кенеше обсуждался вопрос о назначении даты выборов, поступали предложения от правящей партии СДПК назначить на 19 ноября 2017г публично озвученную Президентом страны, однако представители партии Ата мекен не согласились с данным предложением, увидев в этом ряд нарушений по объявлению даты выборов Президентом, согласно законодательству КР дату выборов назначает исключительно ЖККР и по срокам нахождения действующего Президента КР на посту. И внесли  проект постановления о назначении выборов Президента КР о назначении выборов на 27 августа 2017г и объявлении даты выборов не позднее 26 апреля 2017г. В справке обосновании указав, что в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики Президент Кыргызской Республики избирается на шесть лет (часть 1 статьи 61 Конституции КР). Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев принес присягу перед народом Кыргызстана и вступил в должность президента 1 декабря 2011 года.

Исходя из этого, конституционный срок действующего главы государства истекает 1 декабря 2017 года. Согласно вышеуказанной конституционной норме Алмазбек Атамбаев не имеет права находиться на посту главы государства по истечении шести лет, то есть до 00.00 часов  следующего дня – 2 декабря 2017 года он обязан покинуть пост президента КР. Мандат Президента КР, врученный Алмазбеку Атамбаеву волеизъявлением народа с момента принесения присяги народу Кыргызстана 1 декабря 2011 года будет исчерпан 2 декабря 2017 года. И нахождение на посту Президента КР А. Атамбаева в случае проведения второго тура и внесения присяги превысит срок нахождения действующего Президента КР.

И последнюю инициативу по назначению даты выборов Президента КР на 15 октября 2017г внес лидер партии СДПК Иса Омуркулов, которая была поддержана и принята единогласно Праламентом страны .

Законодательные процессы по внесению изменений в избирательное законодательство КР

31 мая 2017г  в третьем чтении в парламенте был одобрен проект о внесении изменений и дополнений в Конституционный Закон  Кыргызской Республики о выборах Президента и депутатов ЖККР и 5 июня 2017г подписан Президентом.

Основные изменения:

В первую статью вышеназванного КЗ КР были внесены  изменения относительно избирательных документов. Из списка исключаются бюллетени, выданные избирателям для досрочного голосования и для голосования вне помещения избирательного участка. В новой редакции к избирательным документам относятся — чеки о прохождении идентификации, первичные и итоговые отчеты по идентификации, нулевые  и итоговые отчеты АСУ.Теперь установлено, что документом, удостоверяющий личность избирателя являются все типы национальных паспортов гражданина Кыргызской Республики, установленные законодательством (ID-карта образца 2004 года, ID-карта образца 2017 года, общегражданский паспорт).

 

  • К разряду основных изменений влияющих на оценку прозрачности и эффективности выборов, относятся ограничение прав независимых наблюдателей, так согласно изменениям в Конституционный закон добавлена ст. 101 независимые наблюдатели обрели статус «общественного наблюдателя», которые должны быть аккредитованы соответствующей избирательной комиссией и количество ограничили не более 1 наблюдателя на одну избирательную комиссию, что по мнению экспертов избирательного процесса ограничит функциональные возможности Института независимого наблюдения. Также общественным наблюдателям ограничили право на обжалование решений избирательных комиссий по подведению итогов голосования и обращений в соответствующие органы в случае нарушения избирательного процесса. Сложившаяся практика независимого наблюдения с момента обретения независимости страны показывает высокий экспертный потенциал независимых наблюдателей влияющих на снижение рисков нарушений избирательного законодательства КР, одним из достижений является очищение процесса голосования с применением новых информационных технологий, таких как биометрическая регистрация, внедрение АСУ, биометрической идентификации граждан и пр. В процессе принятия проекта закона о внесении изменений общественные организации неоднократно заявляли на различных экспертных площадках, о недопустимости ограничения прав независимых наблюдателей, считая что данные поправки нарушают принцип открытости и прозрачности выборного процесса согласно Конституции КР и н нарушили международные стандарты независимого наблюдения, в частности часть 3 статьи 14 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ, ратифицированного Законом КР от 01.08.2003 года №185, касающиеся прав национальных наблюдателей. При чем для наблюдателей от кандидатов и политических партий права остались нетронутыми.

Изменения коснулись и даты назначения выборов Президента КР,  в статье 48 КЗ КР слово «ноября»  было заменено словом «октября» и соответственно выборы назначены на 15 октября 2017 года.

Ряд изменений коснулся и других норм выборного процесса, которые вызвали общественный резонанс и по мнению независимых экспертов избирательного процесса ограничивающие избирательные права граждан и кандидатов путем увеличения суммы избирательного залога ст. 53 КЗ до 1 000 000 (одного миллиона) сомов и кратное неограниченное увеличение средств  избирательного фонда кандидатов ст. 54 КЗ. Подобные изменения создают искусственный «финансовый барьер» для доступа граждан к участию в качестве кандидатов в выборах,  таким образом создавая преимущества для лиц имеющих большие финансовые возможности, по мнению экспертов утрачивается принцип равенства кандидатов на осуществление пассивного избирательного права.

Следует отметить и позитивные стороны внесенных поправок, так в КЗ отмечена индивидуальная ответственность членов избирательных комиссий за нарушение правил избирательного процесса, кроме того путем внесения изменений в другие нормативно правовые акты в УККР, УПК КР, КоАО определены и увеличены  санкции за нарушения избирательного законодательства. Единственной проблемой применения санкций осталось не принятие законодателем нормы по отнесению нарушений избирательного процесса в частности «подкупа голосов избирателей» к делам «частно-публичного обвинения», согласно норм действующего законодательства КР данная категория дел относится к делам «частного обвинения» и дела возбуждаются по ним не иначе, как по заявлению потерпевших. В данном случае потерпевшим может быть признано лицо получившее вознаграждение за волеизъявление в пользу отдельного кандидата.

Ряд других изменений коснулся процедур обжалования решений, сроков, некоторых процедур голосования, что в целом улучшает и систематизирует организацию избирательного процесса.

Информация по организации и подготовке к выборам Президента КР