Борьба с нарушениями в ходе выборов
С 30 июля 2019 года на общественном обсуждении находится проект Закона Кыргызской Республики о внесении изменений и дополнений в Кодекс о нарушениях, Кодекс о проступках, Уголовный кодекс и Административно – процессуальный кодекс Кыргызской Республики. Инициатором законопроекта является депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Исмаилова А.
Предлагаемый проект закона направлен на установление ответственности за нарушения норм избирательного права в ходе выборов.
По предложению инициатора законопроекта предлагается внести 2 новые статьи в Кодекс о нарушениях, устанавливающие ответственность за не невыполнение решений и требований избирательной комиссии за которое предусматривается наказание в виде штрафа III категории, что составляет 55 расчетных показателей, а также за предоставление избирателем заведомо ложных сведений о смене избирательного адреса, за которое предлагается наказывать штрафом II категории, то есть 30 расчётных показателей.
В Кодекс о проступках предлагается внести три новые статьи: статья 871 Злоупотребление административным ресурсом, статья 872Представление кандидатом на выборную должность заведомо недостоверных сведений, статья 873 Принятие избирателем (участником референдума) денежных средств и материальных ценностей.
Так, по задумке инициатора за злоупотребление административным ресурсом кандидатами, руководителями и учредителями государственных средств массовой информации и интернет-изданий, организаций с долей государственного (муниципального) участия более 30 процентов в целях избрания кандидата, списка кандидатов предлагается установить ответственность в виде штрафа II категории, что составляет от 300 до 600 расчетных показателей. В случае если злоупотребление административного ресурса имеет место со стороны руководителей государственных и муниципальных органов, то предлагается установить наказание в виде штрафа II категории, что составляет от 300 до 600 расчетных показателей, с отстранением от занимаемой должности и лишением права занимать определенные должности II категории, то есть сроком од одного года до двух лет. При этом дефиниция понятия «злоупотребление административным ресурсом» раскрывается в аналогичной статье конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики»
В случае представление кандидатом в Президенты Кыргызской Республики, депутатом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, местного кенеша, кандидатом на должность главы исполнительного органа местного самоуправления заведомо недостоверных сведений, документов, а также сокрытие сведений о наличии гражданства иного государства в целях выдвижения, регистрации и избрания статьей 872 предлагается установить ответственность в виде штрафа I категории, то есть от 200 до 300 расчетных показателей
В случае если такое деяние совершенно государственными и муниципальными служащими, то предлагается установить наказание в виде штрафа II категории с лишением права занимать определенные должности II категории.
Анализ избирательных компаний показывает, что получение денежных и материальных ценностей избирателями за голосование в пользу того или иного кандидата или партии превратилось в порочную практику. В связи с этим инициатор предлагает установить ответственность в случае принятия избирателем (участником референдума) для себя или для третьего лица денежных средств и/или материальных ценностей за реализацию избирательного права в виде штрафа I категории (от 200 до 300 расчетных показателей). Следует отметить, что, если лицо добровольно сообщает о распространении денежных средств и материальных ценностей за реализацию избирательного права, то оно освобождается от ответственности.
В целях борьбы с подкупом инициатор законопроекта также предлагает внести изменения в Уголовный кодекс Кыргызской Республики, статью 192 Уголовного кодекса предлагается вернуть в редакцию, которая существовала до января 2019 года. Так, в ранее действовавшем УК КР статья по подкупу была изменена в 2017 году и устанавливала ответственность за подкуп не только для кандидатов и его представителей, но и для любого лица, осуществляющего подкуп. Однако в действующем УК КР, который вступил в силу в январе 2019 года по неизвестным причинам статья о подкупе осталась в старой редакции и устанавливает ответственность только для кандидатов и их представителей. В связи с указанным пробелом, инициатор предлагает внести изменения в статью 192 УК КР и установить ответственность для всех лиц, осуществляющих подкуп избирателей в виде штрафа IV категории что составляет от 1800 до 2200 расчетных показателей.
При этом более высокую меру наказания предлагается установить для кандидатов на выборные должности в виде штрафа V категории, что составляет от 2200 до 2600 расчетных показателей или лишением свободы I категории до двух лет шести месяцев.