Рус Кырг Eng

Референдум по Конституции хотят провести осенью. Что обсуждается?

Референдум по Конституции хотят провести осенью. Что обсуждается?

Сегодня политической темой номер один можно считать инициативу парламентариев в лице представителей фракций СДПК, “Республика – Ата Журт”, “Онугуу-Прогресс” и “Кыргызстан” внести поправки в Конституцию Кыргызстана.

Фотография с письмом от спикера с просьбой вынести на общественное обсуждение поправки уже облетела многие СМИ, но пока не ясно, что же будет конкретно меняться в Основном законе страны.

По словам лидера социал-демократов в парламенте Исы Омуркулова, основные поправки направлены на изменение ценностей КР, указанных в первом разделе.

Действующая статья Конституции КР:

Статья 1

1. Кыргызская Республика (Кыргызстан) является суверенным, демократическим, правовым, светским, унитарным, социальным государством.

2. Кыргызская Республика обладает полнотой государственной власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Предлагаемый вариант:

В статью 1 главного закона республики вносится новая норма, по которой высшими ценностями КР являются:

человек, его жизнь, стремление к счастью, здоровье, права и свободы, любовь к Родине, безопасность, образование, честь и достоинство;

независимость, государственный суверенитет, национальные интересы КР;

территориальная целостность КР;

единство народа Кыргызстана, мир и согласие в стране;

справедливость, верховенство права и равенство перед законом;

сохранение и развитие языка и национальной культуры, бережное отношение к истории;

нравственность, семья, детство, отцовство, материнство, забота о родителях, уважение к старшим, сочетание традиций и прогресса;

создание благоприятных экономических, социальных и других условий для гармоничного развития личности;

благоприятная окружающая среда

В интервью одному из СМИ Омуркулов сообщил, что инициатором поправок в Конституцию стал сам президент. Он не уточнил, будут ли вносится еще какие-либо поправки в Конституцию касательно полномочий премьер-министра или президента.

Но перераспределение полномочий президента и премьер-министра, а также то, кто будет заниматься внешней политикой, наверняка будет обсуждаться. Это подтверждают некоторые высказывания депутатов парламента.

Сами же предлагаемые поправки пока еще не выложены для общественного обсуждения на официальном сайте Жогорку Кенеша. Согласно закону, общественные слушания проводятся в течение одного месяца. После общественных обсуждений, с учетом мнения общественности, проект могут внести на рассмотрение парламента. Получается, что уже осенью, после утверждения в парламенте, может пройти референдум. А Кыргызстан знает, что при определенных условиях Жогорку Кенеш может проявить удивительную прыть при принятии поправок в законопроекты.

По мнению Игоря Шестакова, сопредседателя клуба региональных экспертов “Пикир”, удивительно, что оппозиционная партия “Республика – Ата Журт” стала одним из инициаторов поправок в Конституцию.

“Но это объясняется ее центристским толкованием и тем, что еще во время презентации предвыборной программы Омурбек Бабанов говорил о поправках в Основной закон страны. Они хотели усиления премьерства. Он готовил место для себя и, может быть, на следующий год он попытает свои силы в президентской гонке”, – сказал он.

Шестаков добавил, что поправками в Конституцию президент, возможно, хочет усилить партийный контроль за правительством и, соответственно, ответственность.

“Я не думаю, что Атамбаев так уж слишком сильно цепляется за власть. Для гражданина КР президентство – это вершина руководства. А необходимо делать упор на парламентаризм. Кроме того, пока неясно – будет ли уходить парламент после референдума, если он случится, в отставку или нет? А также почему нет в авторах законопроекта имени Омурбека Текебаева, который ранее настаивал на поправках и референдуме по Конституции”, – добавил эксперт.

Независимый эксперт Аида Алымбаева напомнила, что Атамбаев давно обсуждает возможность конституционного референдума. Но на референдум нельзя вынести вопросдосрочного прекращения или продления срока полномочий президента Кыргызской Республики. Вообще же Конституцию нельзя трогать до 2020 года, и когда ее же авторы предлагают изменить это, возникает вопрос: “Как же в стране соблюдать законность?” Для проведения референдума необходимо много ресурсов. Хочется верить, что президент инициирует поправки на будущее, для того чтобы влияние президента было ограниченным, а премьер был подконтролен парламенту. Возможно, президент опасается фаворита на выборах президента в 2017 году. Но с другой стороны он подчеркивает, что не стремится в политику. Для Кыргызстана парламентаризм – верный путь, и его усиление, возможно, улучшило бы ситуацию в стране.

Напомним, что первая Конституция в Кыргызстане была принята 5 мая 1993 года. Всего она подвергалась изменениям восемь раз. Последние поправки в Конституцию были проведены в 2010 году, на референдуме 27 июня, одновременно с выборами президента КР.

http://zanoza.kg/342214