Пакет законопроектов в рамках судебной реформы прошел второе чтение в Жогорку Кенеше

Пакет законопроектов в рамках судебной реформы прошел второе чтение в Жогорку Кенеше

По результатам голосования депутаты единогласно поддержали предлагаемые проекты Уголовного кодекса, Кодекса Кыргызской Республики о проступках, проект Уголовно-исполнительного кодекса, а также Уголовно-процессуального кодекса.

Пакет данных законопроектов нацелен на дальнейшее совершенствование уголовного правосудия в Кыргызской Республике и содержит ряд следующих основных новшеств:

Уголовный кодекс и Кодекс о проступках

– Депенализация деяний – снижены сроки лишения свободы. Установлены следующие сроки лишения свободы: минимальный – 1 год, максимальный – 15 лет, а по совокупности преступлений – 20 лет. Сохранился такой вид наказания, как пожизненное лишение свободы;

– Уголовном кодексе введена категоризации наказаний, которая позволит оптимизировать наказания и сузить пределы судейского усмотрения при его назначении. Введены следующие категории наказаний: общественные работы пяти категорий; исправительные работы трех категорий; денежный штраф восьми категорий; лишение свободы на определенный срок шесть категорий;

– Кодекс о проступках предусматривает наказания, не связанные с лишением свободы: штраф, общественные работы, исправительные работы (статья 43 проекта Кодекса о проступках);

– Введение института пробации – форма условного осуждения, при которой осужденный без лишения его свободы помещается на время испытательного срока, установленного судом, под надзор органа пробации.

Уголовно-процессуальный кодекс

– Приведены в соответствие с международными требованиями и требованиями Конституции положения УПК о перечне мер пресечения, их длительности, процедуры применения, порядка их обжалования и пересмотра;

– Произведен отказ от стадии возбуждения уголовного дела. Досудебное производство начинается с момента регистрации в Едином реестре заявления (сообщения) о преступлениях и проступках;

– Расширен судебный контроль за деятельностью следственных органов. Введена новая процессуальная фигура — следственный судья, который обеспечивает надлежащий контроль за задержанием лица, подозреваемого в совершении преступления; избирает меру пресечения (заключение под стражу; домашний арест, залог); контролирует проведение специальных следственных действий и следственных действий, ограничивающих конституционные права и свободы лично;

– расширены права адвокатов (назначение экспертиз, собрание документов и др.).

Уголовно-исполнительный кодекс

– В перечень основных средств исправления и ресоциализации осужденных (режим, воспитательное и общественное воздействие, труд, получение образования, профессиональная подготовка) дополнительно внесена работа органов и учреждений исполнения наказаний по социальной адаптации осужденных;

– Определены критерии оценки исправления и ресоциализации;

– Расширен перечень прав осужденных;

– Введены новые органы, исполняющие наказания и иные меры уголовно-правового воздействия;

– Усилен механизм контроля и надзора за местами лишения свободы, в том числе со стороны неправительственных организаций;

– Определен порядок исполнения новых мер уголовно-правового воздействия.

Специальный репортаж по новшествам в рамках Уголовного правосудия

Напомним, что 25 мая 2016 года также через второе чтение прошел предлагаемый проект нового Гражданско-процессуального кодекса, Административно-процессуального кодекса, а также а также законопроекты «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей в КР», «О гарантированной государственной юридической помощи в КР»

Специальный репортаж по предлагаемому варианту нового Административно-процессуального кодекса:

Для информации:

Напомним, указом президента «О мерах по совершенствованию правосудия в Кыргызской Республике» от 8 августа 2012 года № 147 был создан Совет по судебной реформе при президенте. Состав данного Совета был сформирован распоряжением президента от 25 сентября 2012 года № 142 куда вошли руководители всех парламентских фракций, представители судебной исполнительной ветвей власти, специалисты различных отраслей права, ученые юристы и представители гражданского общества.

Целью создания Совета является подготовка предложений по приоритетным направлениям проводимой в стране судебной реформы, обеспечения согласованных действий государственных органов, Верховного суда, Совета по отбору судей, Совета судей по подготовке и принятию нормативных правовых актов, регулирующих организацию и порядок деятельности судов, правоохранительных органов, статус судей.

Указанные рабочие группы разработали проекты новых редакций Уголовного, Уголовно-процессуального, Уголовно-исполнительного, Гражданского процессуального кодексов, Кодекса о проступках, а также законопроекты «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей в КР», «О гарантированной государственной юридической помощи в КР» и законопроекты, направленные на повышение ответственности судей. Также при технической поддержке проекта ПРООН по Верховенству права, впервые в законодательной практике КР, экспертные рабочие группы разрабатывают планы по реализации всего пакета законопроектов. Данные планы содержат сроки, а также ряд конкретных мероприятия необходимые для реализации того или иного законопроекта.

Материал подготовлен в рамках проекта ПРООН по Верховенству права, финансируемого посольством Великобритании в Кыргызской Республике.

http://kg.akipress.org/news:826259?from=portal&place=last