Рус Кырг Eng

Что сулят нам поправки в закон о Правительстве?

Что сулят нам поправки в закон о Правительстве?

Когда правоведы говорят, что в Кыргызстане хорошие законы, но они не работают, в этом есть значительная доля правды. Но у наших депутатов, да и Правительства, видно, другой взгляд на это утверждение, потому что они борьбу с «несрабатыванием» законов ведут путем излишней детализации и уточнений, которые еще больше вводят путаницы, нежели ясности. Недавно выставленные на общественное обсуждение поправки в конституционный закон «О Правительстве» именно это и подтверждают.

Во-первых, никто из «закон пишущих» не задумывался над тем, почему в Кыргызстане законы о Правительстве (органе, определяемым и утверждаемым парламентом), о статусе судей, о Конституционной палате Верховного суда (которые также избираются парламентом) являются конституционными, а о статусе депутата, о контрольных функциях парламента, о Верховном суде являются просто законами. Если учесть, что все эти органы или должностные лица стоят во главе ветвей государственной власти, то и статус актов, регулирующих их деятельность, должен быть одинаковым. Из чего следует, что хотя бы закон о статусе депутатов необходимо возвести в ранг конституционного, а то получается “сапожник без сапог”.

Во-вторых, всего два активных и основных субъекта, обладающих правами законотворчества, не могут разделить свои «огороды» и пытаются, а зачастую умудряются вносить поправки не туда, куда должны бы, тем самым, нарушая предметность законов. Так и с обсуждаемыми поправками в закон о Правительстве. Зачем в законе о правительстве предусматривать право Жогорку Кенеша устанавливать форматы отчета Премьер-министра и Правительства? Тут больше подошли бы директивные нормы следующего содержания: «Правительство и Премьер-министр представляют ежегодные отчеты Жогорку Кенешу в соответствии с утвержденными им форматами», не расписывая, что может содержаться в этих форматах.

В-третьих, не стоит поправками вводить понятия или названия совещательных органов, которые не обязательно должны быть в каждом государственном органе и которые не были изначально предусмотрены в самом законе. Так, например, в законе о правительстве не предусмотрены коллегии в министерствах и ведомствах, однако поправками депутаты вводят и дают понятие, что «коллегии – совещательные органы, образуемые для координации деятельности указанных государственных органов (министерств, госкомитетов и административных ведомств)», тем самым обязывая указанные государственные органы создавать такие коллегии. Правила участия членов Правительства в коллегиях исполнительных органов закреплено в Регламенте Правительства, следовательно, поправку об участии председателей комитетов Жогорку Кенеша в коллегиях соответствующих органов следовало бы закрепить в Законе «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики», где она «была бы к месту».

Из всех предлагаемых инициаторами поправок, на мой взгляд, целесообразной и актуальной является поправка в статью 32 Закона о Правительстве, поскольку она предусматривает ответственность должностных лиц исполнительных органов, вплоть до освобождения за дачу недостоверной информации на заседаниях парламента, за «отписки» на запросы, за неправомерный отказ в даче информации. Логическими причинами принятия этой поправки являются некачественные «отписки» на запросы комитетов, комиссий, депутатов; доклады неподготовленных должностных лиц по поставленным вопросам, необоснованные замены некомпетентными докладчиками, отказ в предоставлении материалов парламентским комиссиям по расследуемым им вопросам.  Высока вероятность того, что данная норма повлечет положительные сдвиги в плане ответственности должностных лиц Правительства и государственных органов, но может привести и к проявлению «субъективизма» некоторыми депутатами в отношении неугодных должностных лиц.

Ознакомиться с законопроектом можно перейдя по следующей ссылке:  http://www.kenesh.kg/ru/article/show/6579/na-obshtestvennoe-obsuzhdenie-s-20-marta-2020-goda-vinositsya-proekt-konstitutsionnogo-zakona-kirgizskoy-respubliki-o-vnesenii-izmeneniy-v-konstitutsionniy-zakon-kirgizskoy-respubliki-o-pravitelystve-kirgizskoy-respubliki

 

Автор статьи – Жаннат Ковальчук, специалист по парламентаризму.