ОФ Гражданская платформа провел анализ к принятому в 3 чтении конституционному Закону КР «О статусе депутатов Жогорку Кенеша».
Анализ этого конституционного закона может быть полезным для общественности по нескольким причинам:
- Понимание прав и обязанностей депутатов Жогорку Кенеша. Люди смогут понять, какие права и обязанности имеют депутаты, что они могут делать в своей работе и какие ограничения существуют.
- Прозрачность работы депутатов Жогорку Кенеша. Общественность поймет, как должны работать депутаты Жогорку Кенеша, и как их работа должна отражаться на интересах граждан.
- Увеличение осведомленности и активности граждан. Анализ стимулирует общественность к более активному участию в политической жизни страны и к большей осведомленности о том, как работает законодательная власть.
- Обеспечение ответственности депутатов. Анализ поможет общественности обеспечить более ответственное поведение депутатов, поскольку они будут знать, какие правила и ограничения они должны соблюдать.
28 декабря 2022 году депутаты Жогорку Кенеша во втором и третьем чтении приняли конституционный Закон «О статусе депутатов Жогорку Кенеша».
Напомним, что принятый закон был инициирован еще депутатами VI созыва и депутатами VII созыва.
Как отмечают разработчики, проект конституционного Закона определяет основные принципы и гарантии деятельности депутата Жогорку Кенеша, а также его основные права, обязанности и ответственность депутатов. Основной целью законопроекта, является совершенствование и приведение положений закона «О статусе депутатов Жогорку Кенеша» в соответствие с Конституцией Кыргызской Республики, принятой референдумом (всенародным голосованием) 11 апреля 2021 года.
Ранее ОФ «Гражданская Платформа» был опубликован анализ https://deputat.kg/expert-opinions/kak-budem-otzyvat-deputatov-samovydvizhentsev к проекту конституционного Закона «О статусе депутатов Жогорку Кенеша» который находился на стадии общественного обсуждения еще в июле 2021 года.
Общие положения
- Как видно из наименования проекта Закона, разработчики законопроекта по необоснованным причинам переименовали название Закона «О статусе депутатов Жогорку Кенеша» на «Конституционный закон О статусе депутатов ЖК», тем самым изменили вид нормативно-правового акта, а также нарушили иерархию нормативно правового акта установленный законодательством Кыргызской Республики.
Так согласно статье 6 Закона КР «О нормативных правовых актах» предусмотрена следующая иерархия для нормативных правовых актов:
- Конституция, закон, вносящий изменения и дополнения в Конституцию;
- конституционный закон;
- кодекс;
- закон;
- указ Президента;
- постановление Жогорку Кенеша и т.д.
Основываясь на системе права, хотелось бы отметить, что конституционный закон – это закон, юридическая сила которого выше юридической силы закона или кодекса, и который принимается в особом порядке по сравнению с другими нормативно правовыми актами, как например – кодексы, законы.
В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики – Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Кыргызской Республике, а конституционные законы, законы и другие нормативные правовые акты принимаются на основе Конституции. (статья 6 Конституции КР).
К тому же статьей 4 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах» от 20 июля 2009 года, четко указано место конституционного закона. В соответствии с вышеотмеченной статьей, конституционный закон – нормативный правовой акт, принимаемый Жогорку Кенешем Кыргызской Республики в установленном Конституцией Кыргызской Республики порядке и по определенным ею вопросам.
Как известно из определения статьи закона «О нормативных правовых актах» для принятия «конституционного закона» необходимо чтобы оно было установлено в самой Конституции Кыргызской Республики. Так в Конституции Кыргызской Республики от 11 апреля 2021 года в главе II посвященной законодательной власти в Кыргызской Республики, а именно в статье 76, определено, что конституционным законом определяется только порядок избрания депутатов и порядок отзыва депутатского мандата, а относительно статуса депутата Жогорку Кенеша в настоящей главе и в Конституции в целом не предусмотрено.
Соответственно, предложение разработчиков, по изменению вида нормативно правового акта противоречит Конституции Кыргызской Республики. В связи с этим, считаем целесообразным по всему тексту проекта закона слова «конституционный закон О статусе депутатов» переименовать на «закон О статусе депутатов».
- Правовые основы статуса депутата.
В соответствии со статьей 4 принятого закона, теперь депутаты Жогорку Кенеша вправе заниматься экспертной деятельностью, ранее депутаты могли заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью.
В статье 9 принятого закона предусмотрена норма по отзыву депутатского мандата, так правом на отзыв имеют избиратели, обладающие избирательным правом не менее одного года, а перед сбором подписей инициативная группа из избирателей должна пройти регистрацию в соответствующем государственном органе.
Принятым законом отзыв депутатского мандата предусматривает по смешанной системе т.е. мажоритарной и пропорциональной системе:
– по пропорциональной системе мандат депутата Жогорку Кенеша, избранного по единому избирательному округу, может быть отозван на основании заявления избирателей в том числе избирателей от округов, где депутат по партийному списку набрал голоса – с подписями, равными количеству голосов, набранному самой малочисленной партией, представленной в Жогорку Кенеше.
– по одномандатному избирательному округу мандат депутата Жогорку Кенеша, избранного по мажоритарной системе, может быть отозван на основании заявления с подписями более 50 процентов избирателей округа, избравшего его.
А в случае отзыва депутата, избранного по единому избирательному округу по пропорциональной системе, заявление с подписями избирателей направляется на рассмотрение съезда политической партии, которая с соответствующим решением направляет его в Жогорку Кенеш.
Вместе с тем, настоящей статьей в части 5 предусмотрена норма что депутаты Жогорку Кенеша обладают правом на дачу согласия или отказа в согласии на отзыв депутатского мандата. Отсюда вытекает вопрос на основании каких полномочий Жогорку Кенеш является правообладателем полномочий по даче согласия или отказа согласия на отзыв депутатского мандата.
Если следовать логике инициаторов, то для того, чтобы избирателям отозвать избранного ими депутата, то им необходимо получить согласие тех же народных избранников.
Следует отметить, что право отзыва депутата избирателями является одним из средств контроля избирателей за осуществлением депутатом своих полномочий, закрепленных Конституцией, и ограничивать права избирателей на отзыв депутатского мандата Жогорку Кенеш не правомочен.
Напомним, что согласно части 3 статьи 76 Конституции Кыргызской Республики депутат Жогорку Кенеша может быть отозван в порядке и случаях, предусмотренных конституционным законом, а как мы выяснили раннее закон «О статусе депутатов Жогорку Кенеша» не является Конституционным законом, соответственно процедура отзыва депутатского мандата не может быть предусмотрена в Законе «О статусе депутатов Жогорку Кенаша».
В порядке информации сообщаем, что на сегодняшний день существует конституционный закон «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики» от 2 июля 2011 года N 68, где регламентированы вопросы выборов депутатов Жогорку Кенеша, возможно и процедуру отзыва депутатского мандата следует рассмотреть в настоящем законе.
- Порядок получения согласия Жогорку Кенеша на привлечение депутата Жогорку Кенеша к уголовной ответственности.
В соответствии со статьями 24 и 25 принятого закона «О статусе депутатов Жогорку Кенеша», депутат Жогорку Кенеша обладает правом неприкосновенности и никакое лицо, никакой государственный орган не вправе предпринимать меры или совершать действия, посягающие на неприкосновенность депутата Жогорку Кенеша.
Депутат Жогорку Кенеша также не может быть привлечен к уголовной ответственности за действия или бездействие, совершенные им в период исполнения полномочий депутата Жогорку Кенеша, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, за исключением случая отрешения его от должности».
Оскорбление депутата Жогорку Кенеша, а равно клевета в отношении депутата либо распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном виде, а также любые агрессивные действия, направленные против него, влекут ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики.
Депутат Жогорку Кенеша не может быть задержан или арестован, подвергнут обыску, личному досмотру по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством и кодексом о правонарушениях, кроме случаев, когда он был застигнут на месте совершения преступлении».
В случаях распространения сведений, порочащих честь и достоинство, депутат Жогорку Кенеша вправе обратиться за защитой чести и достоинства в суд, а также вправе обратиться к Генеральному прокурору Кыргызской Республики за защитой чести и достоинства депутата Жогорку Кенеше”.
В свою очередь, вышеупомянутые предложения разработчиков относительно особого статуса депутата и депутатской неприкосновенности противоречат Конституции Кыргызской Республики и не соответствуют другим нормативным правовым актам страны,
напротив, статья 24 Конституции КР обеспечивает каждому равные права и свободы, а также равные права перед законом и судом. В связи с этим, предложения инициаторов относительно внедрения «особого статуса для депутатов Жогорку Кенеша» считаем целесообразным исключить и привести в соответствие с Конституцией КР.
Кроме того, инициируемая разработчиками норма об обращении депутатов к Генеральному прокурору за защитой чести и достоинства депутата, является противоречащей законодательству, так как вопросы касаемо чести и достоинства граждан решаются самостоятельно в гражданском порядке и в соответствии с Гражданским кодексом.
Согласно статье 27 принятого закона, решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата Жогорку Кенеша принимается Генеральным прокурором только с согласия большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.
Однако в соответствии с частью 1 статьи 78 Конституции Кыргызской Республики согласие депутатов Жогорку Кенеша требуется лишь для привлечения депутата к уголовной ответственности кроме случаев, когда он был застигнут на месте совершения преступления, а для возбуждения уголовного дела в отношении депутата согласие депутатов Жогорку Кенеша не требуется.
В этой связи, считаем целесообразным полностью пересмотреть статью 27 принятого закона и привести в соответствие с Конституцией КР и уголовно процессуальному кодексу КР от 28 октября 2021 года № 129, а именно (Главе 56. Особенности уголовного судопроизводства в отношении отдельных категорий).
На основании вышеизложенного, напоминаем, что Конституция Кыргызской Республики имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Кыргызской Республике. А конституционные законы, законы и другие нормативные правовые акты должны приниматься на основе Конституции.
Дополнительно отмечаем, что согласно концепции указанной в справки обосновании, законопроект был разработан с целью дальнейшего совершенствования и приведения положений в соответствие с Конституцией, но важно отметить, что разработчики отклонились от концепции законопроекта и приняли закон во втором и третьем чтении с наличием норм противоречащих Конституции Кыргызской Республики и другим нормативным правовым актам страны.
После принятия депутатами Жогорку Кенеша конституционного закона «О статусе депутата Жогорку Кенеша» 24 января 2023 года закон был направлен на рассмотрение Президенту, после чего на основании статьи 87 Конституции Кыргызской Республики, рассматриваемый закон с возражениями Президента был возвращен в Жогорку Кенеш для доработки согласованного варианта.
С возражением Президента Кыргызской Республики к закону «О статусе депутатов Жогорку Кенеша» можете ознакомиться по следующей ссылке http://kenesh.kg/ru/draftlaw/577125/show