Рус Кырг Eng

За год до выборов. Что изменится в избирательном законодательстве?

За год до выборов. Что изменится в избирательном законодательстве?

13 августа 2018г на VII заседании Национального совета по устойчивому развитию Кыргызской Республики была одобрена Стратегия совершенствования законодательства Кыргызской Республики о выборах на 2018-2020 годы и План реализации Стратегии.

Стратегия разработана Рабочей группой при Президенте Кыргызской Республики по совершенствованию избирательного законодательства на основе широких публичных общественных обсуждений, проведенных во всех регионах страны при поддержке Программного офиса ОБСЕ в Бишкеке.

Во время обсуждений в регионах страны гражданское общество выдвинуло ряд правомерных требований:
– обеспечить прозрачность доходов и расходов кандидатов на высшие государственные посты в стране;
– в целях сокращения расходов на выборы и оптимизации процедур разработаны нормы, предусматривающие введение «единых дней голосования» в ходе выборов депутатов местных кенешей Кыргызской Республики;
– укрепление партийной системы и обеспечение прозрачности представительных органов власти;
-обеспечение представленности в местных кенешах женщин;
– защита прав избирателей с ограниченными возможностями здоровья;
-введение ответственности депутатов местных кенешей за неявку на сессии местного кенеша;
– и др.

Стратегия совершенствования законодательства Кыргызской Республики о выборах на 2018-2020гг была выработана на основе предложений регионов страны, гражданского и экспертного сообщества, с учетом отчетов миссий международных организаций по наблюдению за выборами в Кыргызской Республике, Рабочей группой.

Основная цель Стратегии – обеспечить равный и беспрепятственный доступ граждан страны к реализации своих конституционных прав избирать и быть избранными, а также создать условия для свободного и осознанного волеизъявления.

Следует отметить, что согласно Стратегии не предусмотрено изменение избирательной системы в Кыргызской Республике и предстоящие в 2020 году выборы в ЖК КР пройдут по пропорциональной системе. По мнению членов Рабочей группы, в состав которой входят руководители законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, политические партии, представители неправительственных организаций, бизнеса и независимые эксперты в ближайшей перспективе для Кыргызстана наиболее подходящей будет оставаться пропорциональная избирательная система.

Пропорциональная избирательная система в Кыргызской Республике в рамках задач, заложенных в Стратегии, будет совершенствоваться в целях обеспечения равных условий для волеизъявления граждан и укрепления партийно-политической системы. Стратегия поможет решить вопрос голосования граждан, проживающих за пределами страны. В документе прописан механизм создания условий избирательных прав женщин, этнических меньшинств и граждан с ограниченными возможностями здоровья. Приоритетами Стратегии являются борьба с нарушениями избирательного законодательства и повышение уровня правовой культуры граждан.

Какие новшества вводятся в избирательный процесс?

Одной из стратегических целей является улучшение условий реализации активного и пассивного избирательного права.Для достижения указанной цели предлагаются следующие меры:

Обмен и обработка информационных данных – через электронный портал «Түндүк»

Похоже, многолетняя проблема со списками избирателей решится раз и навсегда.Введение в действие информационного портала – «Түндүк» по обмену электронными данными между государственными органами, муниципалитетами, а также органами местной власти в регионах, который внедряется полным ходом, сможет дать возможность избирателям подать заявление в электронном формате и предотвратить фальсификацию с персональными данными. После регистрации и создания на портале кабинета избирателя, пользователь автоматически проходит аутентификацию – электронное подтверждение личности заявителя. Таким образом, улучшается доступ избирателей к участию в выборном процессе. Теперь граждане смогут подавать заявление на включение их в список избирателей не только путем личной подачи заявления в избирательные комиссии, но также в электронном формате, в ЦОНах и информационных киосках. Важно, чтобы этот ресурс заработал в автоматическом режиме, т.к. он дает возможность ЦИК и территориальным избирательным комиссиям сверять данные, касающиеся паспортных данных, наличия судимости.

Активные права граждан

В Стратегическом документе предполагается создать условия для соблюдения прав всех категорий граждан, в том числе ЛОВЗ, лиц, находящихся под следствием, в стационарных и закрытых учреждениях, в отдаленных местах, в том числе и за рубежом.

Предлагаемые поправки касаются технического оснащения избирательных участков, изменения сроков и форматов по уточнению данных в списках избирателей, ведение учета отдельных категорий граждан и карт потребностей для ЛОВЗ совместно с органами МСУ, расширения перечня уважительных причин для голосования вне помещения, например работающие вахтовым методом либо в отдаленных регионах, увеличения количества избирательных участков за рубежом.

Гендерная представленность и гарантии для женщин

Введение 30% квот для женщин в местных кенешах. По данным ЦИК, за последние 10 лет представленность женщин в местных кенешах уменьшилась в разы.Последние выборы дают статистику, что среди кандидатов в депутаты в айыльных кенешах было 7% женщин. Это один из самых низких показателей за 10 лет.ЦИК ведется работа по продвижению изменений законодательство КР о введении на временной основе квот представительства женщин в местных кенешах до 30%. Также планируется усилить образовательные и информационные меры по активизации женщин в избирательных кампаниях.

В целях недопущения «вымывания» женщин из состава местных кенешей, предусматривается особый порядок замещения вакантных мест досрочно выбывших депутатов. В случае освобождения места депутата, мандат передается следующему по списку кандидату того же пола, что и выбывший.

Повышение качества избираемых органов

В целях повышения качественного состава избираемых органов, документ предусматривает установление требований к кандидатам на выборах всех уровней, повышение ответственности и подотчетности политических партий и депутатов местных кенешей, установление ответственности за предоставление недостоверных сведений в целях регистрации и избрания. И для этого предлагается ряд мер:

– устранить коллизии и пробелы законодательства, связанные с моментом и условиями возникновения статуса кандидата, сроками регистрации, сроками внесения избирательного залога, открытия избирательного фонда и др.;
– установить верхний порог количества представляемых в ЦИК КР подписей граждан в поддержку кандидата в Президенты КР (не более чем в 1,5 раза), а также улучшить порядок их проверки;
– установить обязательность публикации сведений о доходах кандидата и близких родственников, ввести требование отсутствия зарубежных счетов и активов у избранных кандидатов;
– вернуть верхний предел расходов из избирательного фонда для кандидатов в Президенты КР;
-снизить верхний порог расходов из избирательного фонда в ходе выборов ЖК КР:
– ввести избирательный залог для кандидатов в депутаты айылныхкенешей;
– введение требований о наличии обязательного высшего образования для кандидатов в депутаты ЖК КР и среднего или средне-специального образования для кандидатов в депутаты местных кенешей;
-введение ответственности депутатов местных кенешй за отсутствие без уважительных причин на сессиях местного кенеша.

Прошедшие в 2017 году выборы Президента Кыргызской Республики показали, что одной из проблем действующего законодательства являются пробелы и коллизии в области регулирований агитационной деятельности. Для разрешения указанных вопросов предлагаются следующие меры:

Усовершенствование механизмов открытых и конкурентных выборов

Отсутствие в избирательном законодательстве КР четкого определения понятия «информирование избирателей» приводит к возникновению избирательных споров, когда действия по информированию избирателей приравниваются к деятельности по осуществлению предвыборной агитации и наоборот. Для разрешения указанных споров предлагается ввести в законодательство и четко разграничить понятия «информирование» и «агитация», «информационный материал» и «агитационный материал».

При этом, как показывает практика, одним из видов агитации, вызывающих наибольший интерес избирателей, являются совместные мероприятия с участием нескольких кандидатов. В связи с этим предлагаются меры по увеличению времени на дебаты между кандидатами и иные совместные мероприятия.

Практика последних выборов показала, что одной из форм агитации, активно используемой кандидатами и политическими партиями становится так называемый «черный PR». При этом действующее законодательство не содержит четких механизмов защиты прав кандидатов и политических партий. Для решения данного вопроса предлагается установить обязательный досудебный порядок урегулирования споров, возникающих в связи с распространением сведений, ущемляющих честь, достоинство или деловую репутацию кандидата и/или деловую репутацию политической партии. Кроме того, предлагается установить обязанность СМИ, интернет-изданий по требованию кандидата, политической партий предоставить право бесплатно опубликовать ответ на публикацию, порочащую честь, достоинство и деловую репутацию кандидата, деловую репутацию политической партии, с установлением для СМИ, интернет-изданий сроков опубликования.

Также в Стратегии предложен комплекс мер по введению административной ответственности за нарушения правил проведения предвыборной агитации со стороны участников избирательного процесса.

Совершенствование и укрепление пропорциональной партийной системы

Политические партии являются важным институтом демократии, реализующим политическую волю определенной части населения, основной задачей которых является участие в управлении делами государства в предусмотренных законодательством формах. Политические партии должны выражать интересы народа и стать ускорителем развития гражданского общества.

Ряд изменений рекомендован Рабочей группой по укреплению партийного строительства. Так, действующий закон КР «О политических партиях» от 12 июня 1999 года не создает условий для формирования и функционирования жизнеспособных и конкурентных политических партий, объединяющих его членов на основе идеологии, а не на основе одной личности (лидера политической партии). В этой связи предлагается принять в новой редакции Закон Кыргызской Республики «О политических партиях», предусматривающего единые требования к учреждению политических партий, механизмы по партийному строительству и внутрипартийным процедурам, также впервые предлагается ввести государственную поддержку политических партий принявших участие в голосовании, но не набравших определенный процент голосов электората. В целом принятие нового Закона КР «О политических партиях» создаст законодательные условия для становления и развития политических партий парламентского типа.

В целях обеспечения прозрачности деятельности политических партий предлагается установить требования о ежегодном публиковании политическими партиями отчетов о своей деятельности для общественности, в том числе финансовых отчетов, а также ввести нормы, направленные на раскрытие источников происхождения денежных средств, вносимых в избирательный фонд политических партий, расходов политических партий во время избирательной кампании.

Борьба с подкупом избирателей и применением административного ресурса

С января 2019 года в Кыргызской Республике вводятся новый Уголовный кодекс КР, Кодекс о проступках, Кодекс о правонарушениях. Позитивным моментом является то обстоятельство что дела о подкупе переведены в дела частно-публичного обвинения. Однако, к большому сожалению в новой редакции УК КР, который вступает в силу с 1 января 2019 года, статья 192 «Подкуп голосов избирателей» осталась в редакции, предусматривающей в качестве субъекта преступления только кандидатов, его близких родственников и представителей.

В связи с этим предлагается внести изменения в УК КР, предусматривающие в качестве субъекта привлечения к ответственности за подкуп любое лицо, осуществляющее подкуп голосов избирателей. Также предлагается ввести ответственность лица, принимающего материальные ценности в качестве вознаграждения за голосование в пользу кандидата или иное содействие в избрании.

Одной из больших угроз наряду с подкупом является применение административного ресурса. В отношении применения административного ресурса в ходе выборов следует отметить, что имеющиеся запреты являются неэффективными, а сотрудники государственного сектора не защищены от оказания на них давления и запугивания. При этом отсутствует реальный механизм привлечения к ответственности виновных лиц. Так, действующее законодательство не содержит четких формулировок понятия «применение административного ресурса» и предусматривает ответственность только кандидата за использование преимуществ служебного и должностного положения в целях избрания. Однако практика прошедших выборов показывает, что административный ресурс применяется не столько самими кандидатами, сколько иными лицами, которые в целях оказания влияния на волеизъявление избирателей, используют имеющиеся у них властные рычаги.

Для предотвращения использования административного ресурса, предлагается ряд поправок в избирательное законодательство, предусматривающих четкое определение понятия и форм административного ресурса, норм о недопустимости его применения и ответственности за его применение.

Наряду с избирательным законодательством, предлагается внесение дополнений в уголовное и административное законодательство, устанавливающих меры юридической ответственности (включая ограничение права занимать определенные должности) за использование административного ресурса.

Двойное гражданство и судимость

Одной из специфических проблем в ходе выборов является проблема сокрытия кандидатами сведений о наличии гражданства другого государства и сведений о наличии неснятой непогашенной судимости. При этом факт наличия гражданства иного государства становится известным уже в ходе работы в качестве избранного должностного лица. При этом действующее законодательство страны не содержит норм, предусматривающих ответственность за сокрытие сведений о наличии гражданства другого государства или наличии судимости.

Для разрешения данной проблемы в Стратегическом документе предусматриваются меры по внесению изменений в уголовное и административное законодательство, которые будут предусматривать меры ответственности за сокрытие подобного рода сведений. При этом, предлагается внести норму, в соответствии с которой на этапе выдвижения и регистрации, кандидаты на выборные должности будут подписывать документы, дающие право избирательным комиссиям на проверку их персональных данных.

Нарушение тайны голосования

В ходе прошедших выборов Президента КР в 2017 году большую озабоченность участников избирательного процесса вызвал ряд случаев оказания влияния на волеизъявление избирателей путем нарушения тайны голосования («контроль голосования»).

В целях эффективного пресечения нарушений тайны голосования и привлечения к ответственности виновных лиц предлагается состав данного нарушения вынести в отдельную статью УК КР. При этом, в целях приведения действующего законодательства Кыргызской Республики в соответствие с международными стандартами, будут инициированы поправки и в статьи избирательного законодательства «Тайна голосования».

В целях борьбы с иными нарушениями в ходе избирательной кампании предлагается также ввести административную ответственность граждан за ложные сведения (заявления), связанные со списком избирателей, с участием в голосовании, а также ввести санкции за преднамеренные попытки (программные и физические) нарушения работы или фальсификации данных электронных систем и оборудования, применяемых в выборном процессе (Информационная избирательная система ИИС, портал избирателей «Тизме»).

Также для разрешенияизбирательных споров и пресечения нарушений избирательных прав граждан, выборного законодательства предлагается создание Координационных групп оперативного реагирования (КГОР – из представителей ИК, МВД КР, прокуратуры, ГКНБ КР, СМИ) на всех уровнях: республиканском, областном, районном.

Единые дни голосования

В настоящее время сложилась ситуация, при которой практически ежемесячно проходят выборы в представительные органы местного самоуправления- местные кенеши. На практике это приводит к большому распылению финансовых средств, организационным и техническим затратам которые в совокупности ложатся на бюджет государства.

Для улучшения организации и планирования выборов, оптимизации расходов государственного бюджета, предлагается введение двух единых дней голосования на выборах депутатов местных кенешей – весной и осенью каждого года. Ожидается, что данная мера также положительно повлияет на планирование работы и качество деятельности органов местного самоуправления.

Запрет на внесение изменений в избирательное законодательство

Практика прошедших в стране избирательных кампаний показывает, что зачастую накануне выборов вносятся изменения в избирательное законодательство, которые ведут к усложнению работ по организации и проведению выборов, создают много споров и непониманий между субъектами избирательного процесса и не дают возможности слаженно и организованно провести избирательную кампанию.

Для решения указанных проблем предлагается внести изменения и дополнения, которые будут предусматривать запрет на внесение изменений в избирательное законодательство за один год до предстоящих выборов ЖК КР или Президента страны.

В заключение

В соответствии с разработанной и утвержденной Стратегией совершенствования избирательного законодательства на 2018-2020 гг., разрабатывается пакет законопроектов, направленных на внесение изменений и дополнений в действующее законодательство.

Согласно Стратегии совершенствования избирательного законодательства на 2018-2020 гг., следующие парламентские выборы также пройдут по партийным спискам, избирательная модель не меняется.

Стратегия поможет решить вопрос голосования граждан, проживающих за пределами страны. В документе прописан механизм создания условий избирательных прав женщин, этнических меньшинств и граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Приоритетами Стратегии являются борьба с нарушениями избирательного законодательства и повышение уровня правовой культуры граждан.
Рабочая группа по совершенствованию избирательного законодательства отмечает в проекте документа, что в перспективе для Кыргызстана более подходящей будет оставаться пропорциональная избирательная система.

По мнению политологов, пропорциональная избирательная система наиболее адекватно отражает политические предпочтения избирателей и будет способствовать укреплению партийно-политической системы в стране.